Реальность. Реальный мир. Все мы живем в реальности. В ней мы рождаемся, взрослеем, влюбляемся, ненавидим, женимся, выходим замуж, разводимся или же живём долгую и счастливую (или не очень) жизнь, заводим или же не заводим детей, стареем и, наконец, умираем. Именно в реальности находится наше тело. И наш разум, хотя многие пользователи Интернета со мной не согласятся. В реальности, а не в виртуальном пространстве, располагаются те органы чувств, через которые человек получает информацию.
Видимо, законодатель со мной не согласен. По крайней мере, в последнем предложении. Он, среднестатистический депутат Государственной думы Российской Федерации, считает, что человек способен получать информацию по большей части из виртуального пространства. Из Сети, из телевизора, с экрана мобильного телефона и по радио. А не в реальной жизни. Почему же я в этом уверен?
Всё дело в Федеральном Законе № 38-ФЗ «О Рекламе», существующем в редакции от 01.10.2015 года, и в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В Законе существует достаточно приличный раздел, посвященный формам и методам распространения информации рекламного характера.
Когда я только начинал писать цикл статей о спаме, то есть о нежелательной, назойливой, раздражающей и нелегальной рекламе, я был свято уверен в том, что уж где-где, а в реальном почтовом ящике этой мерзости не место. Я ошибался. Закон «О рекламе» содержит много статей. В нём есть глава вторая – «Особенности отдельных способов распространения рекламы». Она состоит из следующих пунктов:
- реклама в телепрограммах и телепередачах;
- реклама в радиопрограммах и радиопередачах;
- реклама в периодических печатных изданиях;
- реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании;
- реклама, распространяемая по сетям электросвязи;
- наружная реклама и установка рекламных конструкций;
- реклама на транспортных средствах и с их использованием.
Спам, получаемый по SMS и электронной почте, что очевидно, описан и урегулирован статьёй 18 «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи». А как же спам в обычном, металлическом почтовом ящике? Может быть, он запрещён или хоть как-то регламентирован в статье 16 «Реклама в периодических печатных изданиях»? Давайте прочитаем.
«Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации».
А где же про почту? Про рекламные листовки? Как – нет?! Не вижу. Не могу найти!
Огромное количество судебной практики по спорам, вызванным получением SMS-сообщений рекламного характера. Чуть меньше – по обычному, «почтовому», спаму. Тому, что из электронной почты. Но ничего я не нашёл по листовкам. Даже трансляцию вёл с убеждением, что это-то уж запрещено! Но – ошибался. ЭТОЙ рекламе, ТАКОМУ спаму в России дан зелёный свет.
Хотелось бы ошибаться. Как буду я рад, если в комментариях Вы, дорогие посетители сайта 1001.ru, дадите ссылки на нужные законы, или хотя бы на решения судов. Как же я буду счастлив. Ведь я смогу, наконец, избавить своих родителей, бабушек, дедушек, друзей и знакомых от этого мусора. Но сам я ничего не вижу. Нет этих статей в законе «О Рекламе». Или же они очень качественно спрятались в обширном тексте Закона.
Неприятно осознавать собственное бессилие. Ещё неприятнее осознавать, что ты дарил людям ложную надежду на лучшее.
Хоть в виртуальной реальности законодатель радует! За рекламу «по сетям электросвязи» без личного согласия получателя предусмотрены приличные штрафы. За рекламу табака – до 200 000 (двухсот тысяч) рублей, если такие сведения были преподнесены детям. Обычно – меньше, от двух тысяч.
Но и тут законодатель нашёл способ огорчить юриста. Он у нас вообще очень талантливый на огорчения. Щедрый. Оказывается, и в этом я тоже ошибся, законом предусмотрено, что ВСЯ сумма штрафа зачисляется в федеральный и региональный бюджет в соотношении 40% к 60%. ВСЯ. Целиком. Без остатка.
Что делать человеку, получившему спам? Идти в суд? Заявлять требования о моральном ущербе, которые присуждаются «по судебному усмотрению»? Не знаю. Пока. Но узнаю.
Ваш Кирилл Львович Савельев