Недавно экономист, профессор Чикагского университета Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике. Вместе с коллегой Кассом Санстейном он много лет изучал особенности поведения людей и разработал систему подталкивания, которая помогает принимать лучшие решения в разных сферах жизни. Об этом они рассказали в книге Nudge.
В ней много любопытных фактов о том, почему мы много едим, много тратим и действуем себе во вред. Но премию дали не за это. Ричард Талер и Касс Санстейн предлагают конкретные меры, чтобы глобально улучшить нашу жизнь. Например, решить часть экологических проблем. Вот как это сделать с помощью подталкивания.
Проблемы с обратной связью
В последние десятилетия страны всего мира принимают решительные меры по защите окружающей среды. Правительства затрачивают огромные ресурсы, но усилия часто остаются без результата. Помогут ли подталкивание и хорошая архитектура выбора снизить выбросы парниковых газов? Несомненно.
Проблема, способствующая избыточному загрязнению, состоит в том, что люди не получают обратную связь в отношении своих действий.
Мы не отдаем себе отчет, что прямо сейчас наносим вред окружающей среде. Включая дополнительный обогреватель или оставляя свет во всех комнатах, мы думаем о собственном комфорте, а не об экологических проблемах. Чтобы подтолкнуть людей к бережному отношению к природе, нужна понятная обратная связь.
Корпорации
Как можно с небольшими затратами подвести компании к решению проблемы изменения климата? Создать базу данных о выбросах парниковых газов. Там должна раскрываться информация о существенных источниках загрязнения, чтобы люди могли видеть различные источники выбросов парниковых газов в соответствующей стране и отслеживать изменения.
Вероятно, государства отреагируют на список законодательными мерами. Заинтересованные группы, включая СМИ, будут привлекать внимание к наиболее мощным источникам загрязнения. Компании, попавшие в топ, будут стремиться улучшить репутацию, снижая выбросы.
Возможно, подобный список сам по себе не спровоцирует ощутимых изменений. Но он обойдется недорого и почти наверняка будет полезным.
Автомобили
С 1975 года Конгресс США предписывает производителям автомобилей раскрывать информацию об экономии топлива. Это способствует конкуренции: компании стараются создать самый экономичный автомобиль, чтобы было чем похвастаться перед покупателями.
Эту меру стоит принять на вооружение. Она будет еще эффективнее, если указывать экономию не в милях, литрах бензина или километрах, а в деньгах.
Сколько тысяч рублей я сэкономлю за год, если куплю этот автомобиль? А за 5 лет? Вот это действительно интересно!
Технологические инновации позволяют развивать приемы обратной связи. Например, в автомобиле Toyota Prius дисплей приборной панели предлагает водителю изменить стиль вождения и экономить еще больше бензина, избегая торможения и плавно разгоняясь.
Плавный разгон был целью автомобильного гиганта Nissan. Корпорация отказалась от обратной связи в пользу элегантного и простого решения. Эко-педаль в буквальном смысле сопротивляется, когда водитель начинает разгон. Эта система определяет избыточное давление на педаль газа и подталкивает несообразительного водителя к мысли, что он сэкономит бензин, если слегка сбавит обороты. Конечно, педаль все-таки можно «утопить», но это требует усилий.
Жилье
Аналогичные способы маркировки и раскрытия информации могут способствовать повышению экологичности жилья. Издержки по возведению зданий с низким энергопотреблением ложатся на компанию, а расходы на отопление и охлаждение оплачиваются впоследствии собственниками. Поэтому в жилых домах часто отсутствует возможность для снижения энергопотребления.
То ли дело, если заказчик строительства планирует сам использовать здание и оплачивать коммунальные счета. Например, в гостиницах для входа в номер используется пластиковая карточка. Чтобы включился свет, ее нужно вставить в специальный карманчик рядом с дверью. Если вынуть карточку-ключ, свет и кондиционер отключаются, а электронный будильник с радио по-прежнему работает. Для чего это придумано?
Счета за электричество оплачивает отель. Руководству известно, что у гостей нет стимулов гасить свет. За включение в строительный проект таких функций заказчики готовы заплатить заранее.
Почему в домах не установлено подобных выключателей? Хотелось бы вам иметь такое приспособление, чтобы, уходя, гасить повсюду свет одним движением, а часы бы продолжали работать?
Красный шарик
А вот более амбициозная идея. Что, если бы был способ ежедневно видеть количество потребленной энергии? Компания Southern California Edison пыталась сообщить людям эти данные по электронной почте или СМС — но результата не было. Тогда они вручили жителям маленькие шарики, которые горят красным цветом при повышенном энергопотреблении и зеленым — при незначительном.
За несколько недель обладатели шара снизили расход электричества в пиковый период на 40%.
Мигающий красный шар привлекает внимание и стимулирует к сокращению энергопотребления. Эффект можно усилить. Например, пусть в случае превышения порогового значения потребления энергии шар издает раздражающие звуки.
Неясно, сколько человек на самом деле хотели бы иметь дома красный шар или приобрести автомобиль с собственным взглядом на правильный стиль вождения. Поэтому такие меры не должны насаждаться в обязательном порядке. Но если окружающие решат соревноваться в энергосбережении, кто станет возражать? Посредством подталкивания можно ориентировать людей на снижение расхода ресурсов, ничего от них не требуя.
Наталия Широкова