29 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося гражданина России, филолога и культуролога, публициста, страстного популяризатора науки и наставника молодежи Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ниже мы представляем фрагменты из бесед с ученым. Первая — составлена из рабочих материалов к документальному фильму СПбГУП о жизни и научной деятельности Д. С. Лихачевы. Вторая — выступление перед студентами. Впервые опубликованы в сборнике Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Д. С. Лихачев — университетские встречи. 16 текстов». СПб, 2006.
— Дмитрий Сергеевич, какое напутствие Вы, как патриарх культуры, хотели бы дать молодому поколению россиян?
— В России надо восстановить уважение к интеллигенции. Пренебрежительное отношение к интеллигенции губительно для нации. Поляки сумели возродить свою страну именно благодаря тому, что во всем народе было «разлито» уважение к образованным людям. А у нас интеллигенцию награждали эпитетом «гнилая». Между тем образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах — через литературу, науку, театр и т. д.
— Именно это побудило Вас написать книгу об интеллигенции?
— Совершенно верно. Я хотел показать, что интеллигенция вовсе не «гнилая» — она умела сопротивляться еще во время сталинских гонений на нее и на крестьянство. Кстати, крестьянство всегда стояло костью в горле у правительства. Крестьяне были свободны — они сеяли хлеб, продавали его кому хотели, назначая свою цену, и т. д. До сих пор власти противодействуют созданию фермерского слоя, потому что фермерство — это свободное предпринимательство огромных масштабов, и никто не сможет в него вмешаться.
Возрождение крестьянства очень важно, без этого положение в стране не улучшится. Я об этом говорю при каждом удобном случае и чувствую, что мои слова не пропадают даром. Закон о земле до сих пор не принят из опасения, что она вновь попадет в руки чиновников. Чиновник не может любить землю — ее может любить только крестьянин, который непосредственно, мускульно ее чувствует, знает, что от того, как он пашет и удобряет, зависит благосостояние его детей и внуков, к которым его земля перейдет. Она должна непременно переходить по наследству, чтобы в стране сформировался класс землепашцев.
— Дмитрий Сергеевич, в одном из интервью Вы сказали, что культурные люди начинаются с земли и безграмотная крестьянка может быть гораздо культурнее человека, живущего здесь, в городе, не по правилам.
— В России крестьянская интеллигенция — люди, которые живут не только трудом, но и искусством, взращиваемым на этой земле, — помнят народные песни, сказки. Горожанин может знать своего деда, в крайнем случае, прадеда, а у крестьян есть сознание того, что в этих местах жили его предки, поселившиеся здесь очень давно. Они ощущают свои корни. Это надо восстановить, так же как надо возродить родство крестьянства и интеллигенции. Интеллигенты, как правило, тоже чувствуют свои корни, знают, кем были их предки в третьем и четвертом поколениях. Это очень важно — сознание своей укорененности.
Необходимо развивать краеведение, которое до революции у нас было в чести. Здесь работали замечательные краеведы — И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, еще раньше — С. В. Максимов. Нужно, чтобы люди знали историю своей местности, это углубляет восприятие. Понимаете, восприятие может быть плоским, двухмерным, может быть трехмерным, а можно воспринимать еще и четвертое измерение — время, историю.
— Но сегодня все больше распространяется так называемая «массовая культура» — через телевидение, через другие средства массовой информации. Как ей противостоять?
— Массовая культура — это нонсенс. Культура всегда в той или иной мере элитарна. Это не значит, что она «оторвана от народа». Нет, она подтягивает людей. Вспомним законы аэродинамики: самолет летит не опираясь на воздух, а «подсасываясь» к небу: безвоздушное пространство, которое остается за его крыльями, «втягивает» самолет к небесам. Так и учение — естественный процесс, который продолжается всю жизнь, — поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Они не могут не стремиться узнать все обо всем. Если такой человек собирается поехать в другую страну, то он предварительно изучает ее историю, и его восприятие становится намного богаче. Он получает не случайные впечатления от магазинов, а впечатления от искусства данной страны, от ее музеев и народа. Вот почему образованность имеет колоссальное значение: вместо только своего опыта человек получает опыт многих людей, которые главным образом через книги передали ему свои знания и свое видение мира.
— Сегодня книги подменяются фильмами, другими суррогатами.
— Сейчас телевидение часто пропагандирует не культуру, а антикультуру. Но оно в состоянии возбудить интерес к книгам и к подлинному искусству. К примеру, в свое время я работал в издательстве Академии наук, и в
— Создавая канал «Культура», Президент РФ Б. Н. Ельцин обещал, что все это вернется на телевидение. Что же происходит?
— Когда Президент РФ Б. Н. Ельцин приезжал в Петербург, он посетил Русский музей и был удивлен, что в этом музее хранится гораздо больше великих произведений русского искусства, чем в Третьяковской галерее. Тогда же состоялся разговор о телевидении и о положении культуры в стране. Я говорил с ним о том, что на телевидении нужно пропагандировать классику. После этого по его указанию началось создание канала «Культура», который изначально задумывался как петербургский. Но уже в процессе реализации идея трансформировалась — было решено сделать его московским.
— Дмитрий Сергеевич, в одном из интервью Вы сказали, что книга может спасти от смерти.
— Во время блокады самым страшным было то, что от голода организм начинал «съедать» сам себя: когда человек все время думал о еде, у него вырабатывался желудочный сок и начиналось «самопереваривание». На
— Сможем ли мы сегодня вернуть молодежь к книге? Многие просто ленятся ее листать, потому что есть что смотреть.
— Это должны воспитывать школа и детский сад. Когда дети еще не понимают, что такое книга, они уже в состоянии слушать сказки и любят их. В конце концов сказку можно передавать и по телевидению. Очень хорошая программа — «Спокойной ночи, малыши», но ее недостаточно. Детей надо баловать сказками. Обычно бабушки рассказывали их на ночь, и нередко сказки были очень страшные, а ребенок, замирая от ужаса перед серым волком, все же слушал с удовольствием. И добро всегда побеждало зло.
Особо важно развитие российских библиотек в глубинке — в маленьких городках, селах и даже в погранпунктах — специально для пограничников, чтобы они могли читать в перерывах между дежурствами. В России есть отдаленные местности, где телевидение не может работать, а книга всегда остается самым надежным передатчиком культуры. Книгу можно взять с собой в парк, и Петр I даже приказывал раскладывать книги в Летнем саду, чтобы посетители могли их взять и почитать. Книгу можно на любой странице открыть, можно заложить страницу и потом вернуться к ней. Читать можно сидя в кресле или лежа на диване — книга подчинена человеку, тогда как телевидение, наоборот, подчиняет человека себе: вы можете смотреть только в определенном месте и только некоторые программы. Даже если каналов будет очень много, телевидение все равно будет диктовать вам свои условия.
— Дмитрий Сергеевич, Вы очень много хлопотали по поводу книг, утраченных библиотекой Академии наук во время пожара. Что сегодня с библиотекой?
— Случилось самое страшное. В библиотеке есть бронированный фонд — книги, изданные в XVIII и XVII веках. Президиум Академии наук дал разрешение продавать их в другие страны, в то время как эти книги нередко отсутствуют в российских библиотеках, иногда даже в Москве. Около полугода назад вышло распоряжение, позволяющее директору библиотеки продавать книги, обязательно оставляя у себя два экземпляра.
— Дмитрий Сергеевич, что Вы думаете о Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов? Вы Почетный доктор этого Университета среди многих известных людей нашей национальной культуры. Что бы Вы сказали студентам этого Университета, да и всей остальной молодежи?
— Думаю, что это — университет будущего. Он очень мобильный, способный на эксперименты — а в образовании эксперименты очень нужны. Этот вуз откликается на новые идеи, он живой, там живая наука. Кроме того, творческие процессы — театральные, балетные, музыкальные — сочетаются в нем с научным изучением искусств. Это очень важно. Так что если у родителей есть возможность заплатить за воспитание собственных детей, за обучение в этом университете — то это лучший способ потратить деньги, получить от них достойную отдачу.
Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, — спешите учиться, спешите получать образование. Потому что в молодости не только иностранные языки легче учатся, чем в старости или даже в среднем возрасте, но и всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить. И то, что Университет молодой, тоже имеет огромное значение, потому что ему легче решиться на смелые шаги. Интересные встречи с учеными, деятелями искусств обогатят ваш духовный мир, помогут сориентироваться в жизни.
Мне хочется, чтобы Университет развивался дальше. И не надо думать, что образование имеет только утилитарное назначение, то есть дает ту или иную профессию. Если нигде не работающая мать имеет высшее образование, то это благо для семьи. Поэтому повторю: учитесь, спешите получать образование. Это важно и для вас, и для ваших потомков.
22 апреля 1998 года