... А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной
Сам человек: лишь он – источник бед,
Своих скорбей создатель он единый...Данте Алигьери, «Божественная комедия»
«Дом, который построил Джек» — ныне пока последний фильм великого провокатора и самого известного датчанина Ларса фон Триера, который со своей кинолентой приблизился к атмосфере фильма «Сало, или 120 дней Содома», и будем лишь надеяться, что исход режиссёра будет не таким, как у Пазолини.
Бескомпромиссный, плюющий на могилу феминизма, которая этим фильмом и была выкопана, нетерпимый словно фашизм – этот фильм омерзителен в своём существе, но именно поэтому его нужно смотреть, чтобы знать само зло в лицо.
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
Данте Алигьери, «Божественная комедия»
После таких фильмов думаешь: а можно ли вообще простить это само зло? Возможно ли простить Тесака или Чикатило, например? Понять их поступки можно с точки зрения психологии. Но можно ли их простить?
Если бы фильм хотя бы на йоту давал поблажку или как-то пытался извиниться перед зрителем за то, что тот увидел на экране, то картина потеряла бы всякий смысл. Нет, фильм должен быть жестоким и неотступным в своём повествовании, будто всё плохое, что есть в человечестве, – поместилось в одного Джека, который по своей сущности приравнивается к Гитлеру.
Убийство детей и женщин, ожесточённые сцены насилия – всё это создано сознательно с вызывающей действительностью и без купюр, как будто режиссёр хочет, чтобы вы покинули зал, но когда вы это сделаете – вы проиграете. Даже если закроете лицо руками во время какого-нибудь убийства, это можно засчитывать как победу зла над добром, которое испугалось правды жизни.
Джек не делает ничего такого, чтобы не происходило в жизни. Все эти ужасы уже происходили от рук людей и происходят до сих пор.
Сам фильм, несмотря на всё сказанное выше, не теряет своего чувства юмора, но юмора именно триеровского.
Смешной и пугающий. Бескомпромиссный, каким искусство и должно быть. Но вместе с тем этот юмор и смех, который появляется при просмотре кино, растворяется и сменяется нервными смешками... Уж сильно этот фильм напоминает саму жизнь.
...Поверь — когда в нас подлых мыслей нет,
Нам ничего не следует бояться. Зло ближнему — вот где источник бед,
Оно и сбросит в пропасть, может статься...Данте Алигьери, «Божественная комедия»
Триера упрекают в симпатии к своему герою, в том, что он разделяет его поступки, имеет к ним снисхождение. Но о какой симпатии может идти речь, если он всё-таки помещает Джека в ад? Нет, он воздаёт ему по заслугам, хотя магия последней сцены заключается в том, что мы хотим и не хотим одновременно, чтобы он добрался на другую сторону, которая ведёт к раю.
Возможно ли, чтобы человек радовался чьей-то смерти? Даже если речь пойдёт о смертнике, который перерезал всю семью молодого отца семейства, отец невольно подумает о сожалении к убийце. Он почувствует сострадание, когда маньяк будет в агонии биться от электрического тока на своём стуле... А если человек это сострадание не испытывает, то, может, он ничуть не лучше этого убийцы?
Здесь жив к добру тот, в ком оно мертво...
Данте Алигьери, «Божественная комедия»
Конечно, Джек получил свой ад по заслугам, но сострадание к его жизни всё-таки присутствует. Действия Джека, разумеется, нельзя оправдать тем, что он совершал «акт искусства», ведь инструменты этих произведений – жизни людей.
Маркиз Де Сад, например, всё-таки смог перебороть своих внутренних демонов и перенести, может, свои желания и потребности на бумагу, сделав это искусством. В конце концов, как говорил сам Пазолини, снявший самый скандальный фильм на свете:
Насилие должно быть только интеллектуальным. Всё остальное – фашизм.
Сергей Брыляков