Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сладостный «Грех» Кончаловского

... или проклятие русского кино и его главная проблема

«Грех» Кончаловского – возможно, лучший русский фильм из тех, что вышли относительно недавно.

 

Похоже, настал тот момент в истории, когда русское кино можно смотреть так же часто, как немецкое, шведское, японское или даже иранское... 

Всё-таки Кончаловский взял самое лучшее, когда работал по ту сторону океана, но при этом остался художником, а не превратился в одного из голливудских воротил, для которых сделать фильм качественно, конечно, первостепенно, но важнее всего  результат, который будет звенеть в широких карманах сразу за успешным прокатом.

Но тут всё явно наоборот!

При бюджете более одного миллиарда рублей фильм с натяжкой заработал 74 миллиона. Невольно приходит в голову мысль: м может, таким подход к созданию фильма и должен быть?

Без остатка отдаваться идее режиссёра и кинопроизводству, не думая о последствиях, убытках и плохих отзывах... Тем не менее! После череды объявления русских спонсоров перед началом фильма всё равно забавно называть этот фильм русским. Снятый про итальянского художника, в Италии, на итальянском языке... И почти в самом начале уже забываешь, что он снят на русские деньги (не без итальянских евро, разумеется) русским режиссёром.

Всё-таки Кончаловский стал интерконтинентальным режиссёром. Или был им всегда?

Фишка в том, что все мы знаем, что Милош Форман – американский режиссёр, но сам-то он из Чехословакии. Но почему-то всем на это наплевать и его упорно называют американским режиссёром, т.е. всемирным режиссёром, который родом из Чехословакии. То есть, между «американским кино» и «всеобщим» – знак равно. Это синонимы. Потому что именно американское кино  это кино, которое смотрит весь земной шар. Разумеется, мы по разному к этому можем относиться, но это факт. Это кино интерконтинентальное, интернациональное  проще говоря, всемирное.

Американское кино и голливудское – это одно и то же? Тут много нюансов.

Джим Джармуш снимает американское кино, но не голливудское.

Серджио Леоне, снимая «Однажды в Америке», делает американский фильм.

Но вот забавно. Если Акира Куросава, сделавший «Дерсу Узала», получает "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке, который он сделал в СССР, на русском языке, то никто не спешит упоминать этот фильм среди наших и говорить, что он русский. Чаще вспоминают оскароносные «Москва слезам не верит» или «Утомлённые солнцем». Но в случае с «Дерсу Узала» все железобетонно уверены, что фильм и "Оскар" принадлежат Куросаве.

И это обидно. Русские фильмы не всеобщие. Они «местечковые».

Чуть меньше сотни лет СССР сохраняла репутацию кинорынка, который изготавливает свой товар исключительно для своих же граждан. В лице других стран эти товары выглядели теми самыми матрёшками. Кого-то восхищал их дизайн и колорит, как это было с фильмом «Москва слезам не верит», но для других мы были диковинкой, в которой томилась «загадочная русская душа».

Да, были исключения в виде Тарковского, который выходил за рамки «работаем на нашего зрителя». На то он и Тарковский. Но, пожалуй, это всё плюс-минус два исключения.

Эту советскую «традицию» переняла и Россия, начиная с перестроечных фильмов, сиюмоментного и «самого жалкого зрелища», (как когда-то сказал Эдмунд Шклярский) в истории кинематографа. Хотя в этот самый момент эти фильмы безусловно были мощны... Но сейчас... Кого это волнует? Тем более кого-то кроме нас  русских?

И вот выходит «Грех». Можно ли считать этот замечательнейший фильм русским? Конечно! Но в плане посыла он больше «американский», всеобщий, всенародный. Для всех и про каждого.

Он такой, каким кино было задумано изначально. Для любого человека на земном шаре.

Он не ограничен одной лишь «Нелюбовью», пропитанной русской действительностью. Хотя забавно и гениально, что в фильме «Грех», несмотря ни на что, она тоже присутствует!

Этот фильм – маленький росток «русского Голливуда» (деньги, выделенные на этот фильм, поистине голливудские), и при этом он авторский!

Жаль, что этот росток затопчут и не заметят через много-много лет. Уже не заметили. Появляются недалёкие русские критики, которые в рецензиях пишут, что «Кончаловский не Тарковский»...

Сергей Брыляков

225


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95