Если открыть любую программу какого-нибудь канала, то можно увидеть один и тот же рецепт и только из названий каналов понять, что они разные.
Самый яркий пример — ТНТ, который является сейчас, наверное, самым продвинутым и популярным. Но едва ли на месте этого канала можно радоваться, потому что программу потребления склонно называть диетой для ума.
Однажды встреча с продюсером этого канала подтвердила сказанное. Я услышал:
Сейчас невозможно пробиться на канал, если твой сценарий не про чиновников, ментов или врачей.
Канал, конечно, развлекательный, но ведь так происходит со всем телевидением, и, увы, тонне сценаристов (даже если брать только выпускников, а не самоучек) приходится растрачивать свой талант и уступать в угоду коммерции.
Эти люди, которые хотят есть, видят, что всех интересует исключительно развлекательный контент.
Они начинают писать низкопробный материал и использовать его как жвачку, а потом все, включая канал, который эту жвачку продаёт, удивляются, почему в стране беда со сценаристами…
Почему нельзя воспитывать публику, а не угождать ей?
Почему не сделать что-то сумасшедшее, чего никто не будет ожидать?
«Нет такого материала? Нет интересных авторов и предложений?» – скажут мне. Не верю. Это просто невозможно.
Телевидение обладает удивительной способностью просвещать, образовывать, воспитывать или поражать возможностями, которые свойственны только ТВ, но оно этим всем не пользуется.
Мы вынуждены потреблять дурацкие ток-шоу, одни и те же продуманные сюжеты, превращая нашу жизнь в непрерывный сериал про ментов, врачей и чиновников. Типа актуальный и типа интересный и насыщенный, но, к сожалению, это не так.
Поэтому и появляются «пророки», говорящие, что телевидение мёртво и нужда смотреть что-то интересное переходит в интернет, где человек может выбрать любой продукт для потребления. Да, чаще это жвачки из телевидения, но там хотя бы выбор есть, и людей, которые не воспитаны на этой жвачке, всё-таки интересует ещё что-то помимо сериалов про врачей, ментов и чиновников…
Сергей Брыляков