Между тем, легко поверить в то, что ее героини способны вскружить голову признанным плейбоям. Как это у Лены получается?
Несмотря на то, что Елена Николаева («Моя вторая половинка», «Я вернусь», «Метод Фрейда», «Мамочки» и др.) — актриса со стажем и мама двоих детей, выглядит она очень юной. Точь-в-точь как в фильме «Девочка», который принес ей известность. Хрупкая, милая, с симпатичными пляшущими чертиками в глазах. Легко поверить в то, что ее героини способны вскружить голову признанным плейбоям (скажем, в исполнении Александра Домогарова). Как это у Лены получается? И с чего все началось?
— Вообще-то моя сознательная жизнь началась с танцев: с четырех лет занималась художественной гимнастикой, затем балетом. Мечтала станцевать на сцене Большого театра, стать Анной Павловой... В 11 лет поступила в Школу-студию Игоря Моисеева. С балетом не сложилось, но на сцене Большого я все же выступала. Наш курс малышей представлял вьетнамский «Танец с палками». Игорь Александрович вышел на сцену и прыгал с нами через палки. В 90 лет! Вместе с премьером Большого театра Владимиром Васильевым. До сих пор это потрясающее зрелище перед глазами!
— Такая тяга к танцу понятна, ведь ваша мама — артистка балета, экс-солистка легендарного Русского народного хора имени Пятницкого. Наверное, у вас дома частенько бывали всякие интересные гости из мира искусства, богема?
— Да, можно сказать, каждый день. У нас дома царил вечный праздник. И мне это очень нравилось. Тем более я там была не только в качестве зрителя. К любому застолью мы с сестрой всегда готовили свои концертные номера, сочиняли спектакли. А еще, помню, мамин коллектив часто выступал в «Салюте» для интуристов. Зал всегда был битком. И как-то мы с двумя акробатами придумали танцевальный номер: музыканты играли «Ламбаду», а акробаты в этом танце страстно боролись за мое внимание. Номер пользовался огромным успехом. Неловко признаться, но я этой «Ламбадой» зарабатывала побольше, чем мама за концерт.
— Тогда нетрудно догадаться, что ваши первые, детские влюбленности были связаны с актерами...
— А вот и нет. Лет в шесть я влюбилась в мальчика, он в журнале «Бурда Моден» представлял детскую одежду. До сих пор его помню: рыжий, в конопушках, очень милый. Без ума от него была. Постоянно смотрела на его фотографию... А из актеров моя любовь — Жан-Клод Ван Дамм, тогда как раз крутили всякие боевики, и образы крутых мачо вытесняли всех остальных. Сталлоне мне не нравился, а в Ван Дамма я почти влюбилась. Наверное, за шпагат — у него растяжка была шикарная.
— Получается, все детство и юность вы провели на сцене и в репетиционном зале. То есть для мамы вы были идеальным ребенком?
— Я тоже так думала. Но когда недавно у нее спросила об этом, неожиданно услышала в ответ: «У тебя очень трудный характер». Даже не знаю, что именно она имела в виду. Наверное, то, что я человек настроения. Это действительно так. Особенно это мое качество проявлялось в подростковом возрасте. Я прямо боюсь, когда моим детям будет по 14: неизвестно, в какую сторону понесет.
— А вас в какую сторону понесло?
— Меня — в нормальную. В сторону искусства. После ГИТИСа мы чуть ли не всем курсом пришли в Театр Наций к Евгению Миронову. Благодаря Олегу Львовичу Кудряшову, нашему мастеру, мы чувствовали себя заодно, было ощущение, что вместе мы — сила. У нас, считаю, был сильный и дружный курс.
Юля Пересильд, Женя Ткачук, Паша Акимкин, Рома Шаляпин, Наташа Ноздрина, Артем Тульчинский, Влад Абашин, Вика Садовская-Чилап... Мы не только вместе играем в Театре Наций, но и в жизни как семья.
— Актерская дружба в стенах одного театра — явление не обыденное. Чаще слышишь про «террариум единомышленников»...
— Тогда считайте наш случай исключением. Мы уже 15 лет вместе, а это срок. Многое вместе пережили. Мне, например, Женя Ткачук жизнь спас. Трое из нас реально могли погибнуть. В тот день, 29 ноября 2008 года, мы были в Ницце на театральном фестивале. А у Евгения Миронова и Ромы Шаляпина как раз день рождения. Посидели в ресторане и пошли гулять на набережную. Рома, Наташа Ноздрина и я спустились поближе к воде. И вдруг видим: на нас несется волна размером с многоэтажный дом. Захлестывает и уносит в море. Ночь, тьма, мы трое в пуховиках барахтаемся в воде: Это было так страшно! До сих пор не понимаю, как Жене удалось меня схватить за шкирку. Рома каким-то чудом за что-то уцепился и потом Наташу вытащил. С тех пор к нашим студенческим традициям добавилась эта: поздравлять друг друга с еще одним днем рождения.
— Елена, вы успешно снимаетесь в сериалах — и при этом храните верность театру, сцене. Чем это объяснить?
— Для меня главное, чтобы актер в тебе не заснул, не кончился, а такое возможно только в театре. Артисту нужно все время учиться, и именно театр дает такую возможность.
— Все знают Евгения Миронова как большого актера. А какой он руководитель?
— Вот уж у кого внутри лампочка горит и не гаснет, по-моему, никогда... На репетициях постоянно что-то подсказывает, придумывает — чтобы спектакль заиграл другими гранями. И еще. Я точно знаю, что если у тебя какая-то проблема жизненная, то он поможет. Вплоть до того, что именно он помог мне дочку в сад устроить. Волшебник!
— Сейчас у вас более трех десятков работ в кино. Какие из них для вас особо дороги?
— «Девочка» — это на сегодня главный фильм в моей жизни. Еще «Моя вторая половинка», «Я вернусь»: Сейчас я сериал «Мамочки» очень люблю, там было по-настоящему, без халтуры. Репетиции, дубли. Все объединены стремлением сделать картину на совесть.
— Наверное, после картины «Девочка» вас завалили письмами и признаниями уголовники, сидельцы в местах не столь отдаленных?
— Было и такое. Знаю, что на зонах даже специальные просмотры этого фильма устраивают. До сих пор, когда «Девочку» повторяют, возникает ажиотаж в соцсетях. Чаще всего матери пишут, делятся: мол, у меня дочка в похожей ситуации, спасибо, что затронули тему женских судеб за колючей проволокой... А многие и такое говорят: «Судя по фильму, ты сама и на игле сидела, и огонь-воду прошла». Даже не знаю, как относиться к таким актам признательности.
— А действительно, откуда такое глубокое знание темы?
— Нет, конечно же, и с наркотиками я не дружила, и в тюрьме, слава богу, не сидела. Просто пыталась в процессе работы над ролью взглянуть на жизнь глазами моей героини, представить себя в ее обстоятельствах. Ну еще перед съемками консультировалась со своим дядей-наркологом, тот меня просветил в кое-каких вопросах.
— Вы из тех актрис, кто строит свою карьеру — заводит полезные знакомства, посещает тусовки?
— Несколько лет назад я пыталась действовать именно так, но долго не смогла. Ну не мое это. Умом понимаю: надо, чтобы тебя знали, видели, оценивали как можно больше народу из околопрофессиональной среды, но уж очень это хлопотное дело. Жалко сил и времени. Хочется просто побольше интересной работы.
— Для вас на первом месте — профессия или семья?
— Я вовсе не фанатик работы, стараюсь разделять жизнь и театр. Хотя, когда у тебя температура 39, а ты бежишь сломя голову играть спектакль, — это же не вполне нормально? Приходилось и на девятом месяце беременности выходить на сцену, и на съемках фильма «История военного призыва» купаться в ледяной воде: Но к подвигам это не отношу — скорее издержки актерской профессии. И точно знаю, что больше в ледяной воде купаться не буду. Хотя... Никогда не говори «никогда». В кино пришлось и на лошадях гарцевать, и вот однажды во время тренировки в манеже я вылетела из седла. Испугалась страшно. Думала: все, в жизни больше не сяду на лошадь. Но понадобилось — и села.
— В кино в ваших героинь влюбляются видные мужчины, сердцееды в исполнении Александра Домогарова, Александра Лазарева, Алексея Макарова: Все как на подбор — любимцы женщин. Как вы себя при этом чувствуете?
— Так и я в них тоже влюбляюсь. Но кино — это кино, а жизнь — это жизнь. Надо понимать границы. Я понимаю. Многие актеры — прямо мужчины-мужчины во всем: прекрасные отцы, мужья, можно позавидовать их семейному счастью. Но себе я бы не хотела мужа-актера.
— Кстати, вы никогда ничего не рассказываете о своей семье и муже...
— Личная жизнь — без комментариев.
— А ваши дети? Творческое начало в них уже проявляется?
— Дочь, боюсь, пойдет по моим стопам. У нее удивительный слух — как она песни поет! И столько в ней мимики, очень подвижное лицо... А сын скорее технарь: во всех машинах здорово разбирается.
— Елена, последний вопрос — традиционный. О каких ролях вы мечтаете?
— Хочу такую роль, чтобы никто тебя не мог остановить, чтобы все гремело и стекла лопались. И все вдруг поняли, что там, внутри у Елены Николаевой — вулкан!