Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Стало известно, почему пассажиры метро отказываются пользоваться наушниками: ощущения не те

«МК» провел социальный эксперимент в столичной подземке

Большинство москвичей каждое утро спускается в метро. И настроение, с которым люди входят в следующий день, формируется уже там. Толпа, невоспитанные попутчики, громкая музыка или неприятный массаж чужим рюкзаком могут в пути здорово разозлить. Конечно, объявление «Уступайте места инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам» знакомо всем, но новое время диктует и новые, еще не написанные, правила этикета в метро. Корреспонденты «МК» поставили небольшой эксперимент: как отреагируют пассажиры, если попросить их хотя бы соблюдать тишину?

«МК» провел социальный эксперимент в столичной подземке
ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Хама в метро неплохо сравнить с весьма хищным организмом, который активно эволюционирует, приобретая все новые щупальца, зубы и ядовитые шипы, и эта эволюция протекает тем быстрее, чем меньше организм встречает сопротивления со стороны окружающей среды. В советское время на хамов жестко и быстро реагировала милиция и обычные граждане, поэтому хамы вели себя осторожно и пакостили в основном тем, что не уступали места старикам и беременным женщинам. В 1990-е, казалось бы, для хамов наступили курортные времена. Можно стало поглощать разные пахучие и плюющиеся жиром субстанции, прилюдно пить все, что можно и чего нельзя, а потом громко рассказывать о своих ощущениях словами, за которые раньше говорливый организм извлекли бы из-под земли суток на 15. Но в то время с хамами вступили в борьбу за ареал обитания более приспособленные к выживанию формы жизни — сочащиеся ароматами бомжи, юркие нищие, а также граждане, которые развлекали всех предложениями купить овощетерки, гирлянды и много чего еще дешевого и полезного. Хамы могли легко стать тупиковой ветвью эволюции, наподобие неандертальцев, но на помощь пришли родные власти. Они подчистили бомжей и нищих, а хамов оставили. Те и начали развиваться.

Они отрастили огромные рюкзаки, которые наверняка соединены у них со спинным мозгом, потому что иных причин, чтобы не снимать их при входе в вагон, не существует. Они окончательно избавились от бестолковых рудиментов — таких, как привычка расступаться перед дверьми, пропуская выходящих, и, наоборот, забыли слова «вы выходите на следующей?», предпочитая шуровать через весь вагон, расталкивая и давя окружающих своими многочисленными локтями и копытами.

У них появились новые таинственные привычки, смысл которых еще предстоит разгадать зоологам, потому что обычной логике они не поддаются. Ведь если постараться, то можно понять существо, которое никому не уступает место (ну просто устал) или не снимает рюкзак (боится, что тот провалится сквозь пол). Но как понять того, кто, войдя в вагон, просто замирает у двери? Вагон может быть полупустым, но такой индивид никуда не идет. Он стоит, упулившись в телефон, или просто смотрит задумчиво, как надышавшийся пыльцой спорыньи суслик, перегораживая при этом большую часть дверного проема. Пассажиры просачиваются в оставшуюся щель, толкают его, наступают на ноги, а он все равно стоит. А ведь таких сейчас много. Куда больше, чем тех, кто слушает музыку без наушников.

ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ

Наушники-«эмкушники»

Поездка в утреннем метро не может быть приятной ни на одной линии — беда не в том, что вагоны у нас плохие, нет, просто людей в них набивается слишком много. Это произошло и утром в понедельник на перегоне между «Тверской» и «Маяковской»: пожалуйста — традиционно усталые лица, спертый воздух и полное отсутствие сидячих мест, а вдобавок чудесное звуковое сопровождение. И речь вовсе не об объявлениях.

У каждой эпохи — свой фирменный бич, и в наши 2020-е проблемой общественного транспорта стало нежелание некоторых пассажиров использовать наушники. Притом что они очень хотят скоротать время в дороге за просмотром смешных роликов, дополненными музыкой играми или вовсе видеозвонками родным и близким. Ах да, тут еще и аудиосообщение пришло — отчего б не послушать?

— Извините, не могли бы вы убавить звук? — вежливо обратились мы к молодому и очень хорошо одетому мужчине, который, прижав смартфон к уху, слушал сообщение. О том, что его подчиненные не успевают в срок выполнить все задачи, поэтому Петр Петрович будет очень недоволен, случайно узнал весь вагон.

Услышав вопрос, он обернулся. Замешкался на секунду — затем совершенно спокойно в ответ кивнул, а затем вынул из кармана косухи белые наушники! Вот и всё — и что мешало сделать это раньше? Неужели его настолько не волновали границы других пассажиров? Вопрос, впрочем, риторический — зато он сам собой подсказывает сценарий социального эксперимента.

Для поездок на метро с репортерско-исследовательскими целями мы купили несколько пар самых дешевеньких наушников — правда, провокационного красного цвета. Вот и проверим: будут ли они действовать на нарушителей общественного спокойствия так же, как красная тряпка на четвероногий скот? Местом действия выбираем Кольцевую линию: здесь что ни станция, то настоящий подземный дворец — значит, невоспитанным гражданам тут не место.

Забегая вперед, скажу, что все обошлось благополучно и физических увечий мы не получили. Однако создалось устойчивое ощущение, будто это именно мы ездим в метро не по правилам, а остальные как раз блюдут свои неписаные и очень громкие «понятия». Только трое согласились получить небольшой презент и заткнуть уши, избавив окружающих от подробностей их музыкальных пристрастий и жизненных перипетий. Остальные реагировали гораздо хуже.

К примеру, где-то между «Павелецкой» и «Таганской» один упитанный гражданин показывал рядом сидящей девушке отрывок из какого-то юмористического выступления.

— Простите, не могли бы вы снизить громкость? Вы мешаете окружающим.

— Тебе чего надо?

Выступление, надо сказать, было не ахти, как, к слову, и манеры оказавшегося передо мной двухметрового зрителя, чей опыт я так бесцеремонно решился прервать; он тут же возмутился, причем настолько, что начал браниться! Каких только волевых усилий мне стоило молча протянуть ему «эмкушники» и в срочном порядке перейти в другой вагон.

Впрочем, в другом вагоне спокойствия и тишины тоже ждать не приходилось.

— Простите, не могли бы вы сделать потише? — спрашиваю я у пожилой женщины в красной куртке, которая оживленно обсуждала по видеосвязи все детали первых месяцев семейной жизни ее то ли внучки, то ли младшей дочери.

Она удивленно смотрит на меня, но лишь секунду. Потом улыбается и достает из кармана собственные наушники.

— И вправду, чего это я? Извини, сынок, склероз...

Зато другая пассажирка реагирует не столь благостно. Из динамиков ее смартфона доносятся звуки поистине мексиканских страстей — дама пересматривает латиноамериканский сериал двадцатилетней давности.

— Вы не могли бы надеть наушники?

— С чего бы?

Дама не грубит и не устраивает истерику, в ее вопросе звучит искренний незамутненный интерес.

— Ну, людям мешаете.

— Но в наушниках мне неудобно. Вечно что-то скрипит, шумит, я никогда ими не пользуюсь.

— Но вы же тут не одна.

— Вот именно. Молодой человек, мы находимся в общественном месте. Здесь приходится терпеть некоторые неудобства. Мне, может быть, мешает запах вашего одеколона, но я же не высказываю претензий? А еще мне не нравится, что вон тот мужчина ест шаурму в вагоне — она воняет. Но я же вас не трогаю? Вот и вы меня не трогайте, пожалуйста.

ФОТО: КАДР ИЗ ВИДЕО

Ни убавить, ни прибавить. Что ж, придется всем вместе переживать за запутанные отношения очередных Марианны и Хосе-Игнасио.

Примерно такая же сцена разыгралась позднее в одном из междугородных автобусов — увы, в этом смысле «колеса» показали себя ничем не лучше «рельс». Женщина средних лет открыла ноутбук и стала смотреть кино.

— Добрый день, не могли бы вы что-то сделать со звуком из ноутбука?

Дама не удостоила меня ответом.

— Должно быть, вы обронили, — я протянул заготовленную упаковку с наушниками-«эмкушниками». — Пожалуйста, воспользуйтесь ими.

— Мужчина, что вы ко мне пристали?

— Очень интересный фильм. Хотел посмотреть с вами.

— Я замужем!

Она упорно отказывалась принимать участие в нашем эксперименте и предложенными наушниками в итоге не воспользовалась; но, надо отдать должное, громкость была заметно убавлена, что немного спасло ситуацию для других пассажиров.

Общественное место одинаково общественно для всех

Попутчица, упомянувшая специфические ароматы парфюмов и поедание шаурмы в вагоне, по-своему права — хотя, конечно, чужая шаурма не должна служить оправданием собственной тяги посмотреть кино без наушников. Резкие запахи — еще один повод раздражения и претензий для пассажиров общественного транспорта. Ну а поскольку восприятие запахов — штука глубоко физиологичная, то и триггеры-раздражители для каждого индивидуальны. Впрочем, метро предлагает всякие. Кто-то, допустим, ныряет в подземку, едва-едва успев выкурить сигарету — и тащит за собой соответствующий шлейф. Кто-то с утра пораньше выливает на себя половину флакона духов с каким-нибудь удушливым восточным ароматом, а кто-то решает в вагоне продолжить прерванный завтрак — попить кофе и съесть, например, пирожок с печенью и луком. Ну, о гражданах, которые попросту пренебрегают утренним (а также вечерним) душем, и говорить нечего.

Как отметила в беседе с корреспондентами «МК» президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Альбина Холгова, чаще всего люди допускают подобные ошибки ненамеренно — но это как раз тот случай, когда незнание правил хорошего тона не освобождает от необходимости их соблюдать.

— Нередко бывает и так, что люди всё понимают. Они просто безалаберные, не думают о комфорте окружающих. К счастью, такие люди, как мне кажется, составляют минимальный процент, — рассуждает эксперт. — Однажды со мной был похожий случай: в метро я решила сделать замечание одному мужчине: попросила его выключить звук или воспользоваться наушниками. Мою просьбу он проигнорировал, после чего я не выдержала и заявила: «Если вы сейчас не сделаете того, о чем я вас прошу, я сяду рядом и включу оперу Вагнера! И мы будем вместе ее слушать; вы любите классическую музыку?» Мужчина замешкался, и как только я приступила к настройке своего звука, он перестал шуметь и тут же извинился! Хочется верить, что такой человек больше никогда не потревожит покой других пассажиров, однако не всегда у тех самых пассажиров есть силы и желание делать другим замечания.

По словам Холговой, перевоспитать взрослых людей достаточно сложно, однако это не значит, что можно плюнуть на все и пустить дело на самотек. Специалисты по этикету должны продолжать популяризировать и распространять соответствующие правила, не стесняться о них говорить.

— Важное значение имеет профилактика, то есть обучение этикету детей и подростков. Необходимо начинать с семьи: детей нужно воспитывать в правильном ключе. Про школу также нельзя забывать: стоит подумать над введением факультативных занятий или интерактивных семинаров, — продолжает Холгова. — И не забывайте: каждый из нас также способен повлиять на нарушителей правил поведения в общественном транспорте. Как говорил профессор Преображенский: «Хамы победили не тогда, когда пошли по мраморным лестницам в грязных калошах, а когда вежливые люди перестали делать им замечания».

Дмитрий Холкин, Всеволод Виноградов

Источник

163


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95