В каждом классе есть несколько детей, воспитывающихся в неполных семьях, как правило, без отцов. В некоторых случаях их количество составляет от одной трети до половины класса. Действительно ли эти дети несут на себе печать неполноценности и чем-то отличаются от сверстников, имеющих обоих родителей? Вопрос, ответ на который не так очевиден, как некоторые из нас привыкли считать. Неполная семья = неблагополучная семья?
Если открыть советские книги, посвященные воспитанию детей и семейному счастью, то в разделе о неблагополучных семьях скорее всего будут упоминаться и семьи без отцов. И даже в некоторых современных учебниках по педагогике эта категория семей причислена к неблагополучным или к семьям, входящим в группу риска. Знак равенства между неполной семьей и неблагополучной часто ставят и сами учителя. Ведь отсутствием «отцовского начала» легко объяснить те или иные особенности поведения ребенка. Дерется?– потому что хочет выглядеть настоящим мужчиной, а адекватного образца для подражания в семье не имеет. Слишком слабый и нытик – потому что некому было научить его постоять за себя. Чрезмерно уверенный в себе эгоист – потому что одинокая мать всю свою любовь направляла лишь на него. И так почти любую проблему, особенно в поведении мальчика, можно списать на счет отсутствия отца. Дальше всех в этом направлении «продвинулись» американские специалисты по семейному благополучию. Они «выявили» не только то, что дети без отцов чаще страдают расстройствами поведения и нарушениями развития, но и то, что эти дети имеют большую склонность к ожирению, чем их сверстники из полных семей. Бедные, бедные отцы. Если бы они знали, сколько вреда приносят детям одним лишь своим отсутствием. В России проблема неполных семей в связи с увеличением количества разводов также приобретает черты общенациональной. Как на дрожжах растут исследования, призванные доказать, что дети из неполных семей, выросшие без отцов, глубоко несчастные и неполноценные существа, чьей судьбе не позавидуешь. Действительно не позавидуешь, учитывая количество ярлыков, навешиваемых на этих детей, и негативного внимания, уделяемого неполным семьям в прессе. Полная семья = благополучная семья?
Многие почему-то уверены, что семьи, где ребенка воспитывают оба родителя, гораздо благополучнее неполных семей. Некоторые и вовсе полагают, что лучше иметь хоть какого-нибудь отца, чем вообще никакого. Но есть и прямо противоположное мнение: «Лучше не иметь никакого отца, чем такого, как этот…» Уж кто-кто, а учителя лучше других знают, какими неадекватными могут быть родители и как могут страдать дети из полных семей от отсутствия родительского внимания, уважения, любви. Да и половина самых отъявленных школьных хулиганов, как оказывается, воспитываются в полноценных (с точки зрения количества родителей) семьях. Вот только являются ли эти семьи полноценными в психологическом смысле? Впрочем, как показывают исследования, да и простой жизненный опыт, не любая полная семья может претендовать на звание психологически благополучной. Современные психологи не спешат утверждать прямую взаимосвязь между составом семьи и психологическим благополучием. Время грубых обобщений и идеологически правильных типологий давно прошло. Сегодня каждая семья рассматривается как своеобразная система отношений, в чем-то похожая на все семьи, в чем-то похожая лишь на некоторые семьи, а в чем-то не похожая ни на одну другую семью. Поэтому и семейное благополучие вещь довольно относительная и зыбкая, которая зависит не только и не столько от количества родителей, сколько от других, скрытых от стороннего наблюдателя, психологических факторов. Имеется мнение…
В основе убеждения в том, что в неполных семьях дети вырастают неполноценными, лежат определенные представления о родительстве. Эти представления часто принимаются за аксиомы, «истины в последней инстанции», в то время как их научная обоснованность все еще находится под вопросом. Например, мнение о том, что материнские и отцовские функции различны и взаимодополняют друг друга. То есть у матери существует свой круг воспитательных функций, которые якобы заложены в природе женщины, а у отца – свой. Следовательно, отсутствие отца в семье делает процесс воспитания однобоким, а отцовские функции и вклад в развитие ребенка остаются нереализованными. Но как показывают отдельные исследования, почти невозможно выделить какие-то специфически отцовские и материнские функции. Вклад обоих родителей в воспитание ребенка имеет больше общего, нежели различного. Есть еще мнение о том, что у детей из неполных семей отсутствует модель супружеских отношений, а мальчики к тому же лишены образца для подражания. Мы думаем, что родители – единственные и самые авторитетные фигуры для подражания ребенка. Но это не совсем так. Психологи не уверены в том, что дети всегда и во всем копируют стиль жизни своих родителей. В случаях, когда в семье отсутствуют образцы для подражания или родители кажутся недостойными для подражания, дети находят себе ролевые модели за пределами родительской пары. Это могут быть другие близкие родственники – дедушки и бабушки, дяди и тети, братья и сестры. Или люди, не являющиеся родственниками, но симпатичные ребенку – более старшие сверстники, родители его друзей, учителя. Нередко такими образцами для подражания становятся известные люди, герои книг или фильмов. При отсутствии в семье отца мальчик может найти себе образец мужественности среди других людей. Поэтому многие специалисты пишут о том, что не отсутствие в семье отца приводит к нарушениям в развитии мальчиков, а отсутствие в близком окружении мальчика мужчины, который мог бы стать для него моделью поведения и объектом для идентификации. Что касается разведенных семей, то принято считать, будто развод становится для ребенка настоящей психологической травмой, последствия которой неизгладимы. Действительно, развод родителей и связанные с ним переживания оставляют в душе детей неприятный осадок. Каждый «разведенный» ребенок испытывает сильные отрицательные эмоции в связи с расставанием родителей. Но и здесь есть несколько «но»… Во-первых, влияние развода на психику детей зависит от возраста ребенка, в котором расстались родители. Во-вторых, многое зависит от поведения родителей и особенностей их взаимоотношений до, во время и после развода. В-третьих, важно, поддерживает ли ребенок после развода отношения с отцом или нет. Складываясь вместе, все эти «но» как раз и определяют характер влияния развода на психическое развитие ребенка. Поэтому один из ведущих зарубежных специалистов по психологии разводов, Гельмут Фигдор, говорит о том, что нет двух детей, для которых развод родителей означал бы абсолютно одно и то же. Развод хоть и заставляет ребенка страдать, но автоматически еще не означает, что его будущая жизнь окончательно разрушена. Когда его нет, он все равно есть
Говоря о структуре семьи, обычно первым делом имеют в виду количество родителей ребенка. Отсюда и пошло разделение на полные и неполные семьи. Неполная семья ассоциируется с какой-то недостаточностью, незавершенностью, ущербностью. Однако физическое присутствие родителей в жизни ребенка само по себе не оказывает определяющего влияния на его развитие. Важно то, какие отношения складываются между ребенком и конкретным родителем, что ребенок чувствует к этому родителю, как воспринимает и представляет себе его личность. Есть исследования, которые убедительно показывают, что дети, имеющие конфликтные отношения с родителями, воспринимающие личность матери или отца в негативном свете, независимо от того, живут в полной семье или неполной, могут испытывать психологические проблемы и трудности в развитии. И наоборот, ребенок, проживающий отдельно от отца, но имеющий позитивный образ папы, не сталкивается с проблемами, которые обычно приписывают детям из неполных семей. Поэтому в последнее время заговорили не только о физическом, но и о психологическом присутствии родителя в жизни ребенка. Отец может физически отсутствовать в семье, но незримо присутствовать в жизни ребенка в форме воспоминаний, представлений, фантазий. Иногда дети идеализируют отсутствующих отцов, но сказать, хорошо это или плохо, нельзя. Потому что образ отца, который складывается в сознании ребенка, может в какой-то степени компенсировать физическое отсутствие папы. Даже в некоторых программах оказания психологической помощи детям, пережившим или переживающим развод родителей, отдельной задачей ставится формирование у них полноценного, разностороннего и положительно окрашенного образа отца. К сожалению, некоторые мамы, наоборот, всячески пытаются очернить ушедшего из семьи отца и выставить его в глазах ребенка с самой неприглядной стороны. Несгибаемые дети
Конечно, со статистикой не поспоришь. Одни факты упрямо говорят о том, что дети из неполных семей, вырастая и создавая собственные семьи, чаще разводятся по сравнению с детьми, воспитанными обоими родителями. Что дети из неполных семей могут иметь специфические психологические проблемы и трудности поведения. Другие факты, редкие и менее яркие, но имеющие место быть, говорят о том, что дети, выросшие в неполных семьях, не отличаются от своих сверстников из полных семей. Что мальчики, воспитанные без отца, вырастая, стремятся стать лучшими папами для своих детей, дать им то, что недополучили от собственных отцов в детстве. Поэтому цель статьи – ни в коей мере не обесценить влияние родителей, особенно отцов, на развитие детей. И не пытаться навязать читателю радужное представление о неполных семьях. Ее главный посыл – показать, что дети из неполных семей, воспитанные без отцов, очень разные и не обязательно вырастают неполноценными и обездоленными. Что многие из них успешно справляются с отсутствием в своей жизни отцов, находят людей или какие-то внутренние психологические ресурсы, помогающие им компенсировать недостаток общения с папами. Что не стоит таким детям всячески навязывать роль жертв кризиса современной семьи и вешать на них соответствующие ярлыки. Что траектории развития детей из неполных семей могут быть очень разнообразными. И не все из них являются тупиковыми. К счастью, есть дети, которые адаптируются к меняющимся условиям семьи без какого-либо урона для своего развития. Известный французский психолог Анн Шутценбергер называет таких детей несгибаемыми. Возможно, пишет она, у них есть врожденный или скрытый стержень, связанный с огромной жизненной энергией, которая позволяет им быстро подняться, иногда благодаря тому, что они сумели найти замещающих отцов или матерей или замену старшим братьям. Это основы безопасности, они даются родителями или теми, кто с любовью их заменил. Последние слова имеют особенно важное значение. Если ребенка окружают близкие взрослые люди или хотя бы один человек, который может построить с ним полноценные и поддерживающие отношения, заменить отсутствующего родителя, ребенок сумеет справиться почти с любыми трудностями и психологическими проблемами. Поэтому формальный состав семьи – это еще не условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка, а лишь одна из его предпосылок.
Игорь Павлов, Михаил Сорока