Моя стиральная машинка как бы не совсем окончательно и бесповоротно сломалась, но весьма тревожно завывает при каждой стирке, да ещё и вибрирует покруче любого массажного кресла. А кто знает, что будет с ценами и поставками бытовой техники в обозримом будущем. Поэтому я отправилась на поиски замены, которые оказались совсем не простыми - бытовая техника исчезает на глазах.
Что ж, открываем сайт популярного магазина бытовой техники и приступаем к выбору. Тот факт, что машинки успели подорожать, и отдать за неё предстоит примерно на 20-30% больше, чем я изначально себе воображала – это лирика и досадные мелочи, на которых даже внимание заострять не стоит. Всего лишь подорожали, а не исчезли из продажи вовсе – уже хорошо! Но этот факт укрепил меня в уверенности, что стоит поторопиться.
Выставляем самые базовые фильтры-требования: во-первых, нужные габариты, во-вторых, выбор из 2-3 знакомых известных фирм, в-третьих, верхняя граница допустимой цены (стиралка за штуку баксов в нынешних реалиях – это точно перебор). Ассортимент оказывается совсем уж скромным: всего 18 моделей, которые гипотетически могут мне подойти.
Ура, нашлось – практически младшая сестра нынешней действующей машинки, знакомый и интуитивно понятный интерфейс, приемлемая цена… Один нюанс – яркая надпись: «Осталась одна штука!». И разъяснение: эта самая «одна штука» служит витринным образцом в магазине в Домодедово… Нет, не около станции метро «Домодедовская», а в городе Домодедово Московской области, примерно в 20 км от МКАД. Всё, больше нигде нет. Оформить доставку невозможно – нужно ехать и выкупать в магазине.
Некоторое время сомневаюсь: мол, может, без шопинг-тура обойдёмся, может, другую подберём?.. Но расклад неутешительный – всех прочих гипотетически подходящих машин тоже осталось по 1-2 штуки. И разбросаны они по всей Москве – какая в Химках, какая в Красногорске, какая в зеленых бутовских лесах... Пожалуй, проще уж прыгнуть в авто и докатиться до Домодедово, невелика доблесть.
Сказано – сделано. Бронирую стиралку через мобильное приложение и через 40 минут подхожу к стойке выдачи товара: мол, как бы мне заплатить вам денег и организовать переезд техники в квартиру?
– Стиральная машина? А вы… вы посмотреть на неё сначала не хотите? – осторожно спрашивает консультант. Кажется, ей очень неловко. С чего бы это?
Вижу стиральную машину – вопрос отпадает сам собой. Ну да, витринный образец. Конечно, в торговом зале никто в ней не стирал, но всё-таки… На пластиковой дверце – трещина. Углы побиты. Стильный белый цвет превратился в сероватый. Да, пожалуй, «выгодное вложение» 50 тысяч рублей я представляла себе немного иначе.
– Именно эту машинку хотите? – продолжает консультант. – Может быть, другую подберём?
Нет, конечно, не именно эту. Просто она казалась оптимальным (и, кажется, единственным!) сочетанием знакомого бренда, подходящих размеров и приемлемой цены. Если есть альтернативы, то вполне можно их рассмотреть.
Консультант пробегает пальцами по экрану планшета и через пару минут предлагает другую машинку той же фирмы – правда, немного шире, что не критично, и на пару тысяч рублей дороже, но это тоже не критично. Отличный вариант.
– Смотрите, эта – не с витрины, а со склада, она точно будет без дефектов. Подходит?
Конечно, подходит! Можно забирать?
– Да, она на складе, но на том складе, который в Химках. Сейчас мы вам её не сможем отдать. Но вы можете сразу оплатить, а доставка будет через 2-3 дня. Она тоже всего одна осталась.
Сказка закончилась счастливо: через два дня заранее оплаченную машинку и вправду привезли из Химок. Овчинка-то выделки стоила!
Как отметил в разговоре с корреспондентом «МК» Дмитрий Янин, председатель правления конфедерации обществ потребителей, причин оставаться оптимистами сегодня нет, так что если есть возможность обновить товары длительного использования, то нужно это сделать – и не грех потратить на это время и деньги.
– Нужно рассуждать здраво. Если назрела необходимость обновить стиральную машину или холодильник, то нужно сделать это прямо сейчас. Особенно я рекомендую вложиться в технику для домашнего приготовления пищи, поскольку возможности ходить в рестораны и заказывать еду с доставкой у нас точно будет меньше. Вот покупать вторую или третью мультиварку нет смысла, потому что перепродать её будет непросто, – объясняет эксперт. – Мы должны понимать: с бытовой техникой в ближайшие годы будет сложно.
Это связано с несколькими причинами, среди них главная – это нестабильность рубля, которую будут закладывать в цену даже те поставщики, которые продолжат нам возить. Никто не знает, какой курс будет через месяц, им придётся округлять курс в свою пользу. Их будет немного: например, малоизвестные китайские производители.
Второй нюанс – уход многих мировых фирм-гигантов, а это значит закрытие сервисных центров, сворачивание поставок запасных частей и исчезновение новых товаров.
Третий момент – сложности с логистикой: крупнейшим производителем электроники остается Китай, и транспортное сообщение там сейчас не очень хорошее. Конкуренция точно будет снижена. Самый реалистичный сценарий – сокращение ассортимента и появление новых марок, которых мы раньше не знали, а также неизбежный рост цен.
Дарья Тюкова