Стоит ли использовать похвалу в общении с детьми, мужем или женой, подчиненными, друзьями или случайными знакомыми, сделавшим нам что-то приятное?
Принято считать, что похвала делает из воробья орла, однако не замечали ли вы, что иногда возникает обратный эффект – когда похвала портит?
Как-то в глубоком детстве я прочитал в советском журнале результаты одного исследования о похвале так называемых вундеркиндов. Когда дети отличались невероятными для своего возраста способностями, взрослые их усиленно захваливали и тем самым… портили. Результаты юных гениев резко падали, а в дальнейшем они мало чего добивались в жизни.
Получается, похвала может сыграть с человеком злую шутку? А как же цель похвалы – воодушевлять, вдохновлять на новые свершения? Но, может быть, дело в том, как и за что мы хвалим? Именно об этом я недавно задумался, анализируя некоторые события из своей жизни, а также из жизни многих своих знакомых. Спешу поделиться выводами.
Похвала за способности
Одно дело – хвалить за усилия, которые прилагает человек, и совсем другое – за способности. В первом случае вы как бы поощряете и дальше стараться. А во втором?
Если хвалить только за то, что у нас есть, – качества или ум, то это может стать сигналом для того, чтобы ничего не менять, а остановиться на достигнутом.
Мозг как бы получает обратную связь от внешнего мира, что, разумеется, не всегда плохо. Своего рода «отзыв» о том, что мы кому-то угодили. Но если сделать акцент на такой похвале, человек будет доволен, что с ним всё в порядке. Возможно, это его успокоит, но не побудит улучшаться и развиваться. В таком случае может выработаться “фиксированное” мировоззрение, которое ведет к ошибочной мысли, что интеллект или качества либо есть, либо нет.
Многие поступают мудро и хвалят за процесс, за старания. Такая похвала мотивирует к личностному росту. В этом случае наблюдается более позитивное отношение к трудностям и задачам, так как такие люди понимают, что могут работать над собой.
Сравнение с другими
Еще один плохой вид похвалы – это сравнения с другими, как в том анекдоте.
Папа сыну:
– Авраам Линкольн в твоем возрасте был отличником!
– А в твоем возрасте, папа, он уже был президентом!
Это отрицательное сравнение, которое угнетает и не побуждает.
Может быть и положительное сравнение: «Ты выступил лучше всех». Что на это можно подумать? «Отлично, я самый лучший!»
А что, если в какой-то момент человек не станет самым лучшим? Придет подавленность, а в худшем случае – депрессия. А если кто-то слышит, как похвалили лучшего, он может быть расстроен и демотивирован.
Возможно, именно поэтому всевозможные конкурсы, в том числе телешоу с оценками, ведут к тому, что победители добиваются в жизни меньшего, чем те, кто чуть-чуть от них отстал, заняв 2 или 3 место.
Способности и таланты примерно одинаковы, но для одних похвала и награды – стимул расти и работать, а для других – остановиться и почивать на лаврах.
Сосредоточенность на ошибках
Также многие системы оценивания – в школах, на конкурсах, в анализе действий сотрудников компании – сосредоточены на ошибках. Когда ошибок много, человека ругают, когда мало или нет совсем – хвалят. Получается, что сознание привыкает к мысли, что чем меньше ошибок, тем лучше, пусть даже я мало сделал. В итоге мы получаем уйму инертных, пассивных людей.
Не лучше ли вместо этого хвалить за конкретные действия? Быть может, они были не идеальными, но ведь они были! За это можно и похвалить, и поощрить – примерно так, как мы поступаем с собакой или другим питомцем. Замечено, что, если поощрить чем-то вкусным или приятным за удачно выполненное действие, это ведет к тому, что вероятность действия увеличивается. Причем с людьми это работает даже лучше, чем с животными.
Неконкретность
А вот еще один вид похвалы, характерной для носителей русского языка: «Ты молодец». Наверное, это тот случай, когда она не побуждает и не портит – она просто никакая и ни к чему не ведет.
Из моей жизни
Всё это я пишу, проанализировав, что в своей жизни часто стремлюсь превосходить других в чем-то, не допускать ошибок вместо того, чтобы делать как можно больше.
Хуже всего, что стремлюсь к развитию способностей, а не качеств.
Моральная травма со школьных времён. Однако проблема выявлена, и я надеюсь, теперь всё пойдёт по-другому.
Какой должна быть похвала
Давайте подытожим.
- Лучше хвалить за работу, усилия, прогресс, а не за наличие талантов от природы.
- Не сравнивайте с другими, а говорите строго о действиях объекта похвалы.
- Будьте конкретны и искренни.
- Поощряйте за конкретные действия, которые тронули лично вас.
Кирилл Жихарев