Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как правильно утешать тех, кто потерял близких

Каких фраз стоит избегать и что говорить уместно.

В последнее время потеря близких коснулась, увы, многих из нас. Кто-то умирает из-за коронавируса, кто-то из-за вакцины… Ну и другие причины для смерти, к сожалению, никто не отменял. 

 

В связи с этим весьма актуальным мне кажется вопрос:

Как утешать тех, кто кого-то потерял? 

Каких фраз произносить не стоит, а что, наоборот, будет уместно делать и говорить?

«Я тебя понимаю». «Я знаю, что ты чувствуешь».

Желание выразить понимание логично, однако вряд ли данные фразы будут правдой, а раз так, то они не утешат. Дело в том, что каждый из нас по-разному чувствует боль утраты, даже если мы когда-то потеряли близкого с точно такой же степенью родства.

Что лучше сказать вместо этого: «Когда у меня умер (...), я чувствовал то-то и делал то-то».

Это уже совсем другое дело – мы делимся своим опытом, а слушатель уже сам может решить, в какой мере такой опыт ему пригодится.


«Не плачь, всё пройдёт».

Понятно, что мы не хотим, чтобы дорогие нам люди плакали, однако было бы жестоко запрещать им искренне выражать свои чувства. Это всё равно что заставлять людей прятать свои эмоции. Возможно, так принято в местности, где мы выросли, однако это не согласуется со здравым смыслом.

Из той же серии – пытаться найти в трагедии что-то положительное: «Зато он уже не мучается».

Найти плюс даже в неприятном событии бывает уместно во многих случаях, но только не тут. Это похоже на то, как если бы мы плачущему человеку рассказывали анекдот. Вместо этого лучше – сочувствовать, то есть стараться испытать то, что испытывает он, как бы влезть в его шкуру.


Приветствие «Добрый день».

Это уже мое личное мнение, но, кажется, оно логично. «Добрый день» – своего рода пожелание, однако для того, кто кого-то хоронит, день уже не может быть добрым априори. 

Можно заменить выражение любым другим приветствием или обойтись без него.

Когда не знаешь, что говорить

Для многих из нас характерно чувство беспомощности перед смертью. И когда у знакомых и дорогих людей умирает близкий, просто побыть рядом и выслушать – это уже большое дело. Иногда обстоятельства не позволяют этого сделать, тогда можно хотя бы написать продуманное сообщение в мессенджер или соцсети, а также поддержать материально.

Только, пожалуйста, никаких смайлов в сообщениях, даже грустных! Это выглядит неэтично.

Что чаще всего уместно:

  • Вспомнить хорошую черту умершего, если вы знали его лично.
  • Спросить того, кто потерял близкого, о его чувствах, что-то, что покажет личную заинтересованность.

По сути, нужно сказать то, что мы сами хотели бы услышать в подобных обстоятельствах.

Иногда мы можем думать, что не стоит беспокоить человека лишний раз – ему, мол, и так тяжело, много хлопот, причем, наверное, многие звонят и пишут. Но горюющему человеку обычно лучше испытать на себе чрезмерную заботу, чем столкнуться с полным равнодушием со стороны тех, кого он считал друзьями!

Просто будьте рядом. Скажите что-нибудь теплое, поплачьте вместе, помогите в организации похорон. Но не оставайтесь в стороне!

Мой опыт

Когда у меня умерла мама, я, по сути, лишился самого близкого человека. Тогда поддержали очень многие – давали деньги, что-то говорили, помогли решить многие неприятные бюрократические вопросы. 

Однако вскоре все вернулись к привычному ритму жизни. А у меня в душе нарастала пустота.

В дальнейшем эта пустота, казалось, должна была заполниться чем-то хорошим, но этого не случалось. Стал искать общения в интернете, в соцсетях, но… Сейчас уже понимаю, что это всё не то.

Возможно, в каких-то случаях можно будет оказать человеку более длительную эмоциональную поддержку, постараться дать ему хотя бы частичку того, что он потерял.

Почему-то верю, что среди наших читателей есть те, кто искренне проникнется этими мыслями и идеями. Те, кто так и сделает.

Кирилл Жихарев.

151


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95