Современные родители стремятся сделать из своих детей вундеркиндов. Различные методики раннего развития популярны в наше время. Продвинутые мамы и папы пытаются как можно раньше научить свое чадо читать, вот только далеко не у всех это успешно получается.
Как выбрать лучшую методику для обучения в домашних условиях и стоит ли заставлять ребенка учить буквы уже в три-четыре года, нам рассказали педагоги и психологи.
Одним из самых известных детей-рекордсменов по чтению считается мальчик Миша, родившийся в поселке Винницкой области. Удивительно, что учить читать малыша никто из взрослых в раннем возрасте не пытался. Однако уже в год и три месяца Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года читал газеты. В два года чудо-ребенок научил читать свою 85‑летнюю прабабушку.
— Сейчас очень многие мамы помешаны на воспитании гениальных детей, — объясняет педагог Татьяна Мелехина. —Далеко не каждый ребенок способен учиться чтению до шести-семи лет. Все-таки основная деятельность для дошкольников — игровая, именно она помогает им гармонично развиваться. Родители, которые пытаются насильно заставлять ребенка учить буквы в три-четыре года, только наносят ему вред. В реальности будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он научился читать, скорее они связаны с развитием фантазии и воображения. Детские психологи считают, что раннее обучение чтению, если оно происходит не по желанию ребенка, мешает правильному развитию мозга.
— Дело в том, что до семи лет у большинства детей отделы мозга, которые отвечают за распознавание букв, еще полностью не успевают созреть, — говорит психолог Марина Тимошина. — Если родители насильно обучают ребенка, работа этих отделов мозга тормозит развитие других отделов, которые отвечают за социальные связи и образное мышление. В результате попытки сделать из ребенка гения в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта.
Самые популярные методики обучения чтению: за и против
Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ, с помощью которого учат детей читать в школе. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем складывает из них слова и предложения.
За: родителям проще учить детей дома по этому методу, он всем хорошо знаком. Логопеды считают, что он позволяет избавиться от дефектов речи.
Против: данный метод не подходит для раннего обучения чтению, он рекомендован для детей с пяти-шести.
Методика Монтессори. Сначала малышей учат писать буквы с помощью специальных контурных рамок и вкладышей и лишь затем изучают их. Ребенок должен сначала назвать звук, а затем обвести пальцем контур буквы.
За: метод способствует развитию мелкой моторики, упражнения развивают логику и обучают сразу же.
Против: данный способ практически не подходит для домашнего обучения, так как для него нужно большое количество дорогих пособий.
Методика Зайцева (кубики). Способ основывается на обучении чтению с помощью «складов», то есть пары согласной и гласной. Обучение интересно, так как напоминает веселую игру в кубики.
За: метод подходит для раннего обучения чтению, можно обучать даже малышей годовалого возраста.
Против: в школе дети, обученные читать по данной системе, делают ошибки в звуковом разборе слова и не могут разобраться в его составе.
Методика Домана (карточки). Дети не запоминают названия букв и звуков — они сразу учатся узнавать целые слова, которые им показывают на карточках.
За: метод помогает в игровой форме обучать ребенка чтению с раннего возраста. Дети, которые освоили эту методику обладают отличной памятью.
Против: впоследствии у ребенка могут возникнуть сложности со школьной программой, в том числе с правописанием и разбором слова.
Светлана Цикулина