Мария Калужская
Очем думает современный учитель, готовясь прийти в классы? Он готовится – к чему? Инструменты выбирает – какие? И где он их сегодня добывает, учитывая приоритет организационной подготовки над знаниевой? Вопросы непраздные, судя по статье, присланной нам заместителем директора екатеринбургской гимназии.
Примеряем новую роль
Новые стандарты и форматы работы не спешат приходить в российские школы – педагоги привыкли видеть себя в старых схемах. Выбор всегда делает учитель, он отвечает за результат ученика, в этом его социальная миссия. Однако параллельно с консервативными установками стали заявлять о себе новые образовательные стратегии, обеспечивающие вовлеченность ученика в процесс своего образования.
Из нового, применяемого нами на практике: метод конкретных ситуаций (кейс-стади), обучение действием, модульное обучение, дебаты и управленческие поединки. Я хочу поговорить с учителями о коучинге.
Ключевые установки и ценности коучинга (англ. coaching – обучение, тренировки) нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие: развитие навыков целеполагания и проектирования, разработка гипотез и продвижение проектов, опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию, желание пробовать, ошибаться, идти дальше. Что важно – они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.
Итак, представьте, что вы коуч. Перечислю пять установок коуча: «Со всеми моими учениками все ОК»; «Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор»; «Изменения не только возможны, но и неизбежны»; «У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого»; «Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя».
Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное – учитель сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.
Доверие и договор, или Стратегия в общем виде
Как организуется урок (занятие, работа проектной группы) по «стреле коучинга»?
Сначала – установление эмоционального контакта, затем – контракт. Договариваемся о том, к чему собираемся прийти в финале. Знаю, многие учителя обходятся без контракта либо преподносят его формальную версию: изучим то-то, составим таблицу, напишем тест. Но согласитесь, что если вторая сторона будет понимать, чего собирается достигать в течение 45 минут, осмысленность происходящего повысится.
Идем дальше по «стреле». Создание опыта – новых знаний, видов деятельности, проб и ошибок. Построение способа действия (шагов). Завершение: акцент на ценности полученных инструментов и благодарность. Все. «Стрела» попала в цель, если ученики получили новый ценностный смысл и это вызвало удовлетворение.
Техники коуча крупным планом
Многие приемы коучинга близки педагогике.
Открытые вопросы. Не навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы, которые продвигают.
Колесо баланса. На занятиях оно может покатить нас в разные стороны. Как глубоко мы готовы продвинуться в разных направлениях? Новая тема – отлично, но давайте прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, флипчарте, на листе бумаги) и разделим ее на 8–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.
Оценочная шкала. В сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления. Работает, проверено на себе.
Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе используем 10-балльную шкалу, где 0 означает наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия.
Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более понятным, можно применять цветовую разметку. Далее – анализируем полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться и пр. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и многого другого могут применяться и без колеса.
Пирамида логических уровней. В эту конструкцию укладывается работа по освоению любого материала. Снизу вверх. Кто, когда и с кем? Что делал, будет делать? Как именно? Почему и зачем? Какова моя роль в этом процессе? Для кого и для чего я буду ее выполнять? Итак, на вершине оказывается тот самый личностный смысл, который иногда так трудно пристегнуть к уроку формально-назидательными способами. Этот метод незаменим для проектирования совместных дел, обсуждения планов на будущее и для мини-форсайтов.
Каждый уровень связан с другими и влияет на них с разной степенью интенсивности – в зависимости от близости к вершине пирамиды. От окружения к идентичности и смыслам, миссии. По такой пирамиде можно «разложить» и проанализировать любую деятельность, проделать это для любой позиции и социальной роли не только от своего имени, но и от лица исторической личности, литературного героя, товарища по команде. Прием позволяет лучше осознать действия, установки, понять смысл.
Включение творческого разума. «Три стула», «Три шляпы» и особенно «Стол менторов» – об этих приемах учителям говорить не надо, все знают: они отлично работают с тупиками типа «мы не подготовились», «не поняли темы» и т.п. Используются самые разные подходы: предложить выбрать «особые» шляпы или стулья, предложить всему классу пригласить авторитетных экспертов, которые и отыщут выход из положения.
Сейчас возьмем за основу упражнение «Стол менторов». Допустим, у нас есть пока не решенный, но важный вопрос (проблема). Сформулируем его – запишем. А теперь пригласим экспертов (менторов) – тех, кто мог бы помочь нам с поисками ответа. Кстати, это совсем не обязательно должны быть ученые или преподаватели; подойдут и вымышленные персонажи, и давно почившие императоры или военачальники, и даже явления природы.
Эксперты «появляются» – с ними общаются группы учащихся или представители класса. На подготовку ответов могут понадобиться время и специальные источники. Каждому из приглашенных задается ранее поставленный вопрос – и они отвечают, исходя из возможностей и особенностей персонажа. Им могут быть заданы уточняющие вопросы.
На прощание каждый «высокий гость» дарит классу или команде особый подарок. Что это за подарок, каким он может быть? Ученики воображают и описывают его – с упором на важность подарка для решения проблемы. Потом обязательно благодарят экспертов за помощь.
Линия времени. Учит каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей – готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок или целый модуль как согласованную работу в офисе. Линия времени – это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Возьмите какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты? Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это. А теперь посмотрите на эту точку – «плюс месяц», мысленно пройдите весь путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее (на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.
Стейкхолдеры. Технология, которая позволяет «отойти подальше» и увидеть объективный ракурс проблемы за счет привлечения мнения заинтересованных лиц. Как отразится твое решение на ближнем и дальнем окружении? На что повлияет, что изменит в планетарном масштабе (а вдруг)?
То есть, сформулировав ценность реализации идеи для себя, начинаем «расширять круги». После этого «путешествия» по времени и пространству возвращаемся в исходную точку и уже немного по-другому планируем ближайшие действия.
…В общем, для меня коучинг оказался кладезем полезных педагогических приемов. Они помогают работать не против (напротив) моих учеников, а вместе с ними, ради взаимного развития и вдохновляющего результата.
Послесловие от редакции.
Учительское сообщество сегодня состоит из течений, часто движущихся в противоположном направлении. К результату «А» – через готовые ответы и автоматические действия; и к результату «Б» – через создание самообучающей диалоговой среды и нахождение в ней способов действия. То есть результат «Б» – это не итог, а необходимое условие для дальнейшего осуществления образования. И хотя в последнее время стало больше страха, больше краткосрочного, фрагментированного принятия решений, нельзя не заметить: старые методы работают все хуже. В них приходится вкладывать все больше усилий, идти на все более жесткие меры, концентрироваться на все более узких (моментальных) задачах. Однако чем менее долговечна стратегия, тем меньше в ней неопределенности, тайны – подлинно человеческого смысла. Тем меньше достоинства, а это путь растраты социального капитала.Мы можем и дальше делать вид, что ничего не происходит, что все как-то устроится благодаря технологическому развитию или еще большей интенсификации учительского труда. Но нельзя не заметить: педагоги все чаще отходят от поверхностных решений традиционной методики, ищут и находят образовательные модели, основанные на более глубоком понимании образовательных отношений, чем причинно-следственные. Быть может, наш читатель обратил внимание: статьи о педагогической интерпретации моделей бизнес-обучения приходят в газету все чаще.