65 лет назад американский журнал Billboard представил первый еженедельный рейтинг 100 лучших песен. Изначально журнал писал не о музыке, а о рекламе. Возможно, это и помогло ему создать самый престижный хит-парад.
Billboard Hot 100, ведущий свою историю с ноября 1955 года, появился после объединения трех разных списков популярности: продаж синглов, показателей ротации на радио и чарта прокруток в музыкальных автоматах (так называемых джукбоксах, англ. jukebox). Ранее эти рейтинги подсчитывались отдельно.
К 1955 году история журнала Billboard насчитывала более 60 лет. Он появился до массового производства грампластинок, и задолго до начала коммерческого радиовещания.
Фактически Billboard был вестником афишного дела. Рекламные щиты, афиши и листовки были не просто самым действенным инструментом рекламы. Они были главным носителем визуальной информации. До появления доступного телевидения афиши кино, цирка, ярмарок и варьете были тем местом, где рождались самые актуальные образы. С начала 1900-х журнал стал все больше писать о новых фильмах и спектаклях.
В 1920-е годы, когда начало стремительно развиваться радиовещание, аудиообразы стали отвоевывать место в сознании аудитории у визуальных. Billboard, стремившийся идти в ногу со временем, запустил собственную радиостанцию. Но станций было много, и конкурировать на этом рынке было тяжело.
А вот чего точно не было ни у кого, так это постоянно обновляющейся информации о популярности песен. Журнал занялся сбором такой информации у локальных станций и формированием списков самых популярных композиций.
Тем временем в период Великой депрессии серьезно вырос рынок музыкальных автоматов. У людей не было денег на покупку собственных звуковоспроизводящих устройств, но очень хотелось отвлечься от суровой реальности. Бары с джукбоксами предоставляли такую возможность.
К середине 1940-х три четверти пластинок в США продавались для использования в музыкальных автоматах. Billboard отреагировал на рост этого сегмента публикацией соответствующего чарта.
В 1955 году журнал решил создать единый индикатор популярности музыки. Сегментированный подход был чреват подтасовками. В индустрии стала процветать «пэйола» (англ. payola, от pay — платить и Victrola — торговая марка фонографов) — подкуп радиодиджеев с целью более активной ротации песен. Не было никакой возможности проверить, сколько раз на самом деле заказали провинциальной станции ту или иную композицию. Да и прокрутки на джукбоксах было не так просто контролировать.
И вот появился Billboard Hot 100, позволявший сбалансировать все возможные уловки и погрешности и получить более или менее убедительную картину.
В изначальном виде чарт просуществовал всего три года. В 1958 году радиотрансляции и использование в музыкальных автоматах были выведены из расчетов Hot 100. На протяжении нескольких последующих десятилетий чарт предлагал результаты продаж синглов на физических носителях. Ненадолго слившись в одной таблице, ротации на радио и физические продажи стали развиваться по своим сценариям.
С появлением The Beatles и The Rolling Stones на сцену вышел его величество Альбом. При этом большинство джукбоксов могли проглотить только виниловые сорокапятки — «синглы» (англ. Single) — с одной песней на каждой стороне. А по мере того, как домашние виниловые проигрыватели становились доступнее, музыкальные автоматы все больше превращались в ретрозабаву.
Звукозаписывающие компании зарабатывали огромные деньги на альбомах. К 1980–1990-м, в период вхождения в обиход удобных компакт-дисков с высоким качеством звука, именно они стали главным источником денег для индустрии. А в Billboard Hot 100 все еще считали продажи синглов.
Характерный пример — песня группы No Doubt «Don`t Speak» (1996), которая стала большим хитом на радио и ТВ, но не была выпущена в формате сингла. Как следствие, она не сертифицировалась для Billboard Hot 100.
Только в 1998 году было принято решение переформатировать список из чарта синглов в чарт песен. Тогда же при составлении рейтинга снова стали учитывать количество трансляций на радио.
В 2005 году в методике подсчетов появились загрузки с цифровых площадок, а в 2007-м — стриминг.
Главная особенность музыкальной индустрии сегодняшнего дня — мгновенный доступ к любой музыке в любой точке мира благодаря интернету. Однако при желании можно обнаружить, что в основе своей бытование музыки описывается в похожих категориях.
Главная особенность музыкальной индустрии сегодняшнего дня — мгновенный доступ к любой музыке в любой точке мира благодаря интернету. Однако при желании можно обнаружить, что в основе своей бытование музыки описывается в похожих категориях. Сегодняшние стриминг-сервисы — Apple Music, Spoify и другие — это те же джукбоксы, только предоставляющие мгновенный доступ не к одной из 100 или 200 песен, а к миллионам. Сегодняшнее скачивание контента — тот же пластиночный магазин на углу. Маленький, загибающийся, но все еще существующий. Радио — тоже все еще существует, правда, теперь не только на FM-частотах, но и в интернете. Но главное — человечество снова вернулось к подсчету синглов. Чарты стриминг-сервисов, в которые сегодня стремятся попасть все артисты,— это те же чарты музыкальных автоматов, только висящих где-то в бесплотном облаке.
Борис Барабанов