Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Свет и тень Жанны Прохоренко

Народная артистка России Жанна Прохоренко из той редкой породы талантливых актрис, которые очень рано однажды просыпаются знаменитыми. Студенткой она дебютировала в одной из лучших картин о войне, знаменитой во всем мире «Балладе о солдате» Григория Чухрая. Затем был знаковый фильм «А если это любовь?». Потом — еще около полусотни достойных ролей в картинах, которые по тем или иным причинам не стали явлением или, по крайней мере, событием в культурной жизни страны. А дальше — дальше Жанна Прохоренко будто бы исчезла с кинематографического горизонта. О том, чем она занимается и живет в последние годы, известно совсем немного.

Прохоренко не мелькает на светских тусовках, не дает интервью и вообще очень редко появляется на публике. «Смена» решила восполнить пробел и рассказать о судьбе любимой не одним поколением кинозрителей актрисы, которой вскоре исполнится... В общем, родилась она 11 мая 1940 года. Уроженка Полтавы Жанетта (таково ее подлинное имя) Прохоренко училась во ВГИКе, в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ее сокурсниками были будущие звезды советского и российского кино — Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Жанна Болотова, Лариса Лужина, Сергей Никоненко. Жанна Прохоренко первой из этой звездной компании стала не просто популярна — знаменита.

Ревность Светланы Светличной

На главные роли в картину «Баллада о солдате» режиссер Григорий Чухрай пригласил известных артистов, настоящих звезд того времени — Олега Стриженова и Татьяну Конюхову. Съемки шли полным ходом, когда в один прекрасный (для Жанны Прохоренко и Владимира Ивашова) день Чухрай понял: он ошибся. Во-первых, герои должны быть значительно моложе. А во-вторых, не должны быть известными. Не то ведь люди потянутся в кинотеатры на Стриженова и Конюхову, и задуманная бесхитростная лирическая история просто не воспримется зрителем. Вот тогда-то и были приглашены в картину никому не известные студенты-вгиковцы Прохоренко и Ивашов.

По существующим в то время законам студентам театральных вузов сниматься в кино категорически запрещалось. Жанне с Володей грозило отчисление, но каким-то чудом все обошлось. Сюжет картины прост. Молодой солдат Алеша Скворцов совершает подвиг — подбивает вражеский танк. Ему предоставляется двухдневный отпуск. Алеша едет в деревню к матери починить крышу. В дороге он помогает случайной попутчице, красивой девушке по имени Шура, спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. «Баллада о солдате» оказалась одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Фильм удостоился «Оскара», получил приз Каннского кинофестиваля и множество других наград, а исполнители главных ролей стали народными любимцами. В их адрес письма приходили мешками! Узнав, что Жанна и Володя холосты, отдельные смельчаки предлагали им руку и сердце.

Светлана Светличная влюбилась в никому не известного сокурсника Володю Ивашова. После выхода на экран «Баллады о солдате» больше всего она ревновала своего избранника к Жанне Прохоренко. — Они же все время вместе! Постоянно какие-то вечера, фестивали, творческие встречи. Я даже нисколько не сомневалась, что их экранная любовь вот-вот перерастет в жизненную. В голове так и вертелось: уведет! — вспоминала Светлана Светличная. Не увела. Судьбе было угодно, чтобы трогательный большеглазый паренек из «Баллады о солдате» и ослепительная пышногрудая красавица из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», в отчаянии прокричавшая на всю страну: «Не виноватая я, он сам пришел!», более тридцати лет были вместе. Светлану Светличную и Владимира Ивашова называли самой красивой парой советского кино. А первый и пока единственный брак Жанны Прохоренко с режиссером Геннадием Васильевым, снявшим такие известные картины, как «Финист — Ясный Сокол» и «Новые приключения капитана Врунгеля», оказался не совсем удачным... Роман с Артуром Макаровым

Следующей после «Баллады о солдате» работой Жанны Прохоренко в кино стала роль в ленте Юлия Райзмана «А если это любовь?», где, кстати, дебютировали Андрей Миронов и Евгений Жариков. Десятиклассники Ксения и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых — в первую очередь педагогов.

«А если это любовь?» — картина проблемная. Тема, затронутая Райзманом на излете хрущевской оттепели, оказалась как нельзя кстати. В стране, где еще долго не будет секса, люди впервые заговорили не только о духовных, но и о физических взаимоотношениях мужчины и женщины. Заходила речь о картине «А если это любовь?» — вспоминали добрым словом Жанну Прохоренко, талантливо созданный актрисой образ.

И вроде бы все пошло — и роли, и фильмы. «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Калина красная», «Непридуманная история», «Они шли на Восток», «Двадцать лет спустя», «Иду на грозу», «Происшествие, которого никто не заметил», «Любовь Серафима Фролова», «Один шанс из тысячи»... Но больше в биографии замечательной актрисы Жанны Прохоренко не будет ничего, что можно было бы поставить в один ряд с «Балладой о солдате» или «А если это любовь?». С ее Шурой и Ксюшей. Автором сценариев нескольких картин, в которых снималась Жанна Прохоренко, был Артур Макаров. Вполне возможно, что они познакомились на первой же — «Один шанс из тысячи». (Соавтором Артура Макарова был Андрей Тарковский.) А может быть, знакомство их произошло намного раньше, в доме ее учителей Тамары Макаровой и Сергея Герасимова? Жанна Трофимовна на эту тему говорить не хочет, а Артур Сергеевич, даже если бы хотел, уже никогда не скажет.

Артур Макаров был приемным сыном режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой. Своих детей у них не было. Они усыновили сына сестры Тамары Федоровны — Людмилы Цивилько. По одной из версий, отец мальчика, немец по происхождению, разделял взгляды национал-социалистов и вскоре после рождения сына выехал в Германию. По другой, был арестован в 1937 году НКВД. Людмилу Федоровну вместе с маленьким Артуром намеревались отправить в ссылку либо отдать мальчика в детдом. Тогда-то Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна и совершили свой гражданский подвиг — усыновили мальчика. Артур стал носить отчество своего приемного отца.

Артур Макаров был талантливым литератором. Поставленный критиками в один ряд с Александром Солженицыным, обвиненный в том, что он «односторонне освещает социалистическую действительность, обедняет образ советского человека», почти четверть века он не издавался. Зато написал сценарии трех десятков кинофильмов. В их числе — «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина», «Приезжая», «Колье Шарлотты».

Артур Макаров дружил с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным. Шукшин снял его в роли вора в законе в «Калине красной». Макаров пригрел в Москве никому не известного художника Илью Глазунова. В его квартире на знаменитом Большом Каретном «зализывал раны» и ему посвящал свои песни Владимир Высоцкий. Владимир Семенович называл Артура Макарова в числе самых близких людей. Макаров человек был непростой — резкий, жесткий, скрытный. Его законная жена Людмила только на свадьбе узнала, что ее жених — из знаменитой на весь Советский Союз семьи. Поведение его тоже было неординарным. Когда в 80-е годы в жизни Артура Макарова появилась актриса Жанна Прохоренко, он не потребовал развода у жены. А с Жанной стал жить не как с любовницей, а как с женой. В столичных культурных кругах настолько смирились с этим фактом, что после смерти Макарова в кинематографических справочниках его вдовой значилась Жанна Прохоренко. Смерть Артура Сергеевича сделала несчастными обеих его женщин.

Смерть любимого

За пару лет до смерти Макарова Жанна Прохоренко приобрела в деревне Глушь под Гдовом, на Псковщине, бревенчатый домик. Затем выстроила еще один — кирпичный, под летнюю кухню. Огород, сосновый бор, озеро — вот и все, что требовалось актрисе, о которой все реже и реже вспоминали режиссеры. Но затворничество трогательной Шурочки из «Баллады о солдате» началось после жестокого и загадочного убийства ее любимого мужчины. Без малого 10 лет назад, 3 октября 1995 года, в дежурную часть ОВД Западного административного округа столицы сообщили: в квартире 75 дома 8, корпус 7, по улице 26 Бакинских Комиссаров совершено убийство. По указанному адресу проживала народная артистка России Жанна Прохоренко...

У подъезда сыщиков встретила дочь актрисы Екатерина. Оперативники поднялись на 16-й этаж и вошли в 75-ю квартиру. Сразу в глаза бросился страшный беспорядок. По всему полу были разбросаны вещи. Вывод напрашивался сам собой: преступники что-то искали. В одной из двух комнат на залитом кровью диване лежал труп. Убитым оказался мужчина лет 60. Из груди торчал воткнутый по самую рукоятку охотничий нож. Все указывало на то, что беднягу перед смертью пытали. Личность убитого установили практически сразу: Артур Макаров.

Входная дверь квартиры и замки повреждены не были, из чего следствие заключило, что убийца был знаком со своей жертвой. Милиционеры тут же вызвали из деревни Жанну Прохоренко. В Москве ее ждали сразу два потрясения: смерть любимого и ограбленная квартира. Мотивы убийства

Скрытность Артура Сергеевича была столь велика, что о его делах не знали даже близкие ему люди. В постперестроечные годы Макаров практически перестал заниматься творчеством — с головой ушел в бизнес. В 1993 году зарегистрировал фирму «Арт Гемма». Официально фирма занималась производством гвоздей с серебряными шляпками для реставрации уникальных образцов мебели. Друзья Макарова шутили: «Где ты возьмешь столько уникальной мебели!» Но производство гвоздей было лишь прикрытием. «Арт Гемма» занималась не чем иным, как огранкой алмазов. Артур Макаров говорил своей законной супруге Людмиле, что ему больно смотреть, как российские алмазы по дешевке уходят на Запад, и он решил заняться их огранкой здесь, в России.

Баловался Макаров и производством подпольной водки. Но уже с другими партнерами. Розлив «паленки» происходил, по некоторым данным, в Грузии, где у Артура Сергеевича было много друзей и знакомых. Вполне возможно, что причиной гибели сценариста стали финансовые разногласия с партнерами.

Покойный был страстным охотником и собрал очень недурную коллекцию холодного охотничьего оружия. Куда она девалась — из материалов следствия непонятно. Кстати, заколот Макаров был как раз одним из коллекционных экземпляров — испанским клинком. По словам актера Виктора Косых, известного как Данька из «Неуловимых мстителей», Артур Макаров являлся владельцем редчайшей почтовой марки стоимостью более ста тысяч долларов. Так что причин для убийства Макарова было много. Несколько лет с небольшими перерывами длилось расследование дела по факту убийства Артура Макарова, но стало очередным «глухарем». Бывшие приятели Артура заверили его официальную вдову, что убийца известен, что ее муж отомщен. Потом убрали убийцу убийцы. Словом, все концы в воду.

Преступление тогда не получило широкой огласки по нескольким причинам: во-первых, Артур был приемным сыном великого режиссера и не менее великой актрисы. Во-вторых, убийство было напрямую связано с алмазной мафией. И в-третьих, у Артура Сергеевича имелась законная супруга Людмила, с которой, правда, он не жил. Ушла в себя

После потрясения Жанна Трофимовна замкнулась, спасается от любопытных глаз в Глуши, где обычно живет с апреля до глубокой осени. Навещает ее там только 40-летняя дочка Катя с детьми и изредка заглядывает старый приятель из Питера — режиссер Евгений Татарский. Внучек своих Марьяну и Ксюшу, разница между которыми 16 лет, бабушка Жанна обожает. Старшая девочка родилась от первого брака дочери Кати с артистом и режиссером Тимофеем Спиваком, а младшая — от второго брака с каскадером Александром Малышевым.

Марьяна, студентка Школы-студии МХТ, говорит: — Бабушка очень расстраивается, что никто из современных режиссеров не приглашает ее на съемки. Конечно, возраст для актрисы немаловажен, но, по-моему, для зрителя имя и талант гораздо важнее.

Режиссер Евгений Татарский считает иначе: — Мы с Жанной достаточно близкие друзья. И я могу сказать, что Жанну приглашают сниматься, но она отказывается. Хочет забыть об этой профессии. Жанна Прохоренко иногда нет-нет да и промелькнет на экране. Последние ее работы — эпизодические роли в сериалах «Дронго» и «Место под солнцем». В том самом, где главную роль сыграла известная балерина Анастасия Волочкова. В феврале этого года Жанна Прохоренко приезжала на Гатчинский кинофестиваль «Литература и кино». Там она удостоилась приза...

Но по большому счету народная артистка занимается тем, что выращивает помидорчики и огурчики на приусадебном участке. И вот уже который год по весне только и мечтает о том, как выберется в «свою» деревню.

— Начну копать грядки и наслаждаться весной! — мечтательно говорит она. — 11 мая у меня день рождения. Будет, конечно, отмечание, но такое — кулуарное. Какие пожелания хотелось бы услышать? В моем возрасте самое главное, чтобы все мои близкие были живы и здоровы.

«А если это любовь?», «Баллада о солдате» — фильмы с незабываемой Жанной Прохоренко. Что думать, когда с экранов пропадает кинозвезда, да еще такая? Нигде не появляется, ни одного интервью. Спилась? Бедствует? Не хочет никого видеть? Увидев ее на последнем телекинофоруме в Ялте, я была ошарашена. Передо мной явилась роскошная блондинка европейского вида, с сигаретой в руках, в отличном настроении. Я попросила об интервью. Она особенно не загорелась, но и не отказала. Простая, открытая, честная. Очень похожая на своих героинь.

— Жанна Трофимовна, куда вы пропали?

— Живу в Москве, но каждый год ранней весной на полгода уезжаю под Псков. От Москвы это 800 километров.

— У вас там домик?

— Построенный мною дом на хорошем участке. Но главное — он находится на берегу озера, в зоне заказника, а деревня называется Глушь.

— Как вы там оказались?

— По дружбе, как многое происходит в нашей жизни. Моя дочь в институте кинематографии училась на одном курсе с актрисой Мариной Левтовой, в одно время они растили своих дочек. У Марины Левтовой родители — питерские врачи, а в те времена многие советские интеллигенты отпуск проводили на копейки: ехали куда-то дикарем или плыли на байдарках. Однажды родители Марины остановились на ночлег в деревне Глушь. Потом осели там надолго, построили домик и как-то пригласили меня в гости. Я приехала и запала на это место. Это было четырнадцать лет назад.

— Живете там одна? Не скучно?

— Да там прекрасный народ живет! Местные жители, к сожалению, уже повымирали. Уже сильно постарели интеллигенты-первопоселенцы. Так что деревня возрождается вновь прибывшими. Один сосед из отряда космонавтов, другой — крупный реставратор, делал Петровский дворец. У многих людей сейчас появилось желание провести хотя бы часть своей жизни в хорошем месте, где не заплевано и не загажено.

— Вы как-то внезапно исчезли. Мои коллеги говорили, что вы стали недоступны. Мол, отшельница, общаться не желает, интервью никому не дает.

— Это действительно так. Я считаю, что если ты не у дел, то и не высовывайся. Сиди себе, занимайся другим делом. Мое поколение попало совсем в плохое положение. Когда началась перестройка, возраст моих ровесниц сам по себе был критический. Мы уже были не нужны. Оставалось ждать удачи. Или приложить массу усилий, чтобы перейти в иной план и представлять для кино какой-то интерес. Я у многих наблюдаю желание быть на плаву, мелькать в телевизоре, доказывать, что ты все еще очень хороша... Но я другой человек! Я считаю все это ниже своего достоинства. У меня прошла прекрасная жизнь. Мои дети и внуки будут радоваться тому, что я в жизни сыграла. И многие люди, кто меня помнит и любит, — кстати, тоже.

— Неужели нет желания вернуться в кино?

— Ну почему, я снялась в сериале «Близнецы», опять же по дружбе. Позвонил режиссер, мой старый друг: «Жанна, мне нужна ты и твоя внучка». Я спрашиваю: «Которая?» У меня две внучки. Одной — двадцать, она в Школе-студии МХТ на третьем курсе учится, а другая — совсем маленькая, ей три года только.

— Как же он вас уговорил?

— Я отвечаю: «Не снимаюсь!», но он: «Я тебя умоляю, по дружбе!» Короче говоря, снялась. У меня там маленькая роль. Мою дочку по сериалу сыграла моя дочка Катя, внучку — моя внучка Марьяша.

— А в кино какой был последний фильм?

— По-моему, «Бездна». Снимали в Севастополе, но тогда уже все было в полной разрухе.

— Когда заканчивается такая кинокарьера, как у вас, как это все пережить? Где найти силы? Не спиться, наконец, что со многими актрисами происходит? Или был критический момент?

— Все переживалось постепенно. Не то чтобы ты снималась-снималась, и вдруг — раз, все закончилось! Не знаю... Для меня стресса не было. Для меня был стресс, когда началась дележка в нашем Театре киноактера, который худо-бедно существовал, и мы привыкли жить под его крылом. Зарплата не больно какая была, но все-таки жить было можно. Союз кинематографистов помогал, ездили с концертами от Бюро кинопропаганды. Ты все время был нужен, даже когда не снимался, тебя все время куда-то звали. И вдруг все это ушло. Здание нашего театра начали захватывать какие-то бизнесмены, хотели строить там ночной клуб. Вот это было противно. Артисты сидели и ждали, пока их выгонят, а я просто подала заявление об уходе. И ушла. Я не могла на это смотреть. Участвовать в этом тем более. Вот этот уход я переживала сильно.

— А то, что перестали приглашать сниматься, прекратились телефонные звонки со студий — неужели это переживалось меньше?

— Я лично к этому всегда была готова. И потом у меня же всегда была куча каких-то занятий. То я переводила английскую книжку, то кидалась изучать итальянский. А почему нет? Мне это было интересно. Но в принципе, очень долго сидеть дома я не люблю, кроме как у себя на Псковщине. Я люблю ездить, видеть что-то новое, хотя сейчас подняться с места стало сложнее.

— Помню вас шатенкой. С каких пор вы блондинка?

— Да вот как поседела, тогда и стала блондинкой.

— Извините за вопрос, но как вы материально существуете?

— Как большинство моих сограждан. Если честно, сдаю дочкину квартиру. И большинство москвичей живут так же. И большинство актрис моего возраста так выкручиваются. Это хотя бы постоянные деньги.

— О личной жизни можно спросить?

— Личная жизнь — моя дочь, две мои внучки. И (смеется) присовокупляющиеся обстоятельства.

— Я почему-то думала, что когда актриса исчезает с экрана, с ней происходит что-то плохое. Она начинает неважно выглядеть, опускается. Вы выглядите потрясающе! Что вы для этого делаете?

— Ничего не делаю, если честно говорить. Вы пришли, я накрасила ресницы. Вот и все. Просто я мало на это обращаю внимания. Мне надобности уже нет все время хорошо выглядеть.

— Вы по паспорту Жаннетта. Откуда такое имя?

— Родители дали, чтоб красиво было, во время войны. Я же с 40-го года, а в то время очень красивые имена давали. Так что я Жаннетта Трофимовна, на минуточку. Папа Трофим, из Витебской области. А мама — из Минской, но она полька. А вообще мы ленинградцы, прошли эвакуацию и вернулись в Питер, как только сняли блокаду.

— Вы вспоминаете то время, когда вы были популярны? Ностальгируете, смотрите фильмы с вашим участием?

— Ну уж нет! На телекинофоруме в Ялте должны были показывать «Балладу о солдате», так я просто пошла в город и купила себе кассету

Автор: Наталья РТИЩЕВА

Вечерняя Москва

2029


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95