Дирижер Валерий Гергиев остается верен традиции: 19 апреля в столице начинается VIII Московский Пасхальный фестиваль. В 28 городах России пройдет 100 концертов, в которых участвуют более 500 исполнителей. Понятно, что музыка не поверяется цифрами. Однако когда речь идет о Валерии Гергиеве, можно не сомневаться: количество не отменяет качество. Не так давно он занял кресло председателя оргкомитета XIV Международного конкурса имени Чайковского. Уже озвучены грандиозные планы фестиваля «Звезды белых ночей». На сцене Мариинского театра, который Гергиев возглавляет, проходит фестиваль к
— Планы Пасхального фестиваля в этом году не так грандиозны , как прежде… Но успокойте публику: это ведь не значит, что программы стали скромнее и звездный список участников короче?
— О нынешнем Пасхальном могу сказать много хорошего. Это праздник музыки, причем на разных языках. Я уже слышу и колокола, и хоры, и звучание нашего оркестра. Надеюсь, что и великолепные солисты-инструменталисты порадуют: будут играть Николай Цнайдер, Денис Мацуев, Сергей Хачатрян. Петь — Оля Трифонова. Мы поедем по России, увидим семь-восемь губерний. Не так мало в рамках одного фестиваля. Думаю, сегодня Мариинский театр в
— Перспективная афиша Мариинки столь радужна, как будто все кризисы — отдельно, а театр сам по себе. Однако понятно, что
— Я ориентирую людей на одно: ни спонсорство, ни государственная поддержка, ни тем более
— Но вот в Большом так или иначе госбюджет секвестрировали, премьер в этом театре в будущем сезоне будет меньше.
— Может, и у нас бюджет сократят. Но вы, например, считаете за премьеру концертное исполнение нашим театром «Лоэнгрина» в Концертном зале Мариинского? А исполнение очень хорошего качества, и денег на него затрачено немного.
— Другие и этого не делают.
— Так у нас театр сильнее. А потом, знаете, что я скажу? Я был в Мариинском театре и в 1991 году, и в
— То есть ваш знаменитый режим регулярных премьер будет сохранен?
— О режиме говорят в связи с Муссолини и Пиночетом. Однако называйте нашу привычку работать «режимом» — либо просто плотным, либо моим, — но, не работай мы так, может, и оркестр театра не играл бы на том уровне, на котором играет сегодня.
— Если все-таки придется экономить, то на чем?
— Мы будем больше думать о том, чтобы использовать огромное количество молодых одаренных людей. А не увлекаться приглашениями суперзвезд. Тем не менее присутствие, скажем, на ближайшем фестивале «Звезды белых ночей» Рене Папе, Ани Нетребко, Брина Терфеля, Марии Гулегиной, Димы Хворостовского — необходимость.
— Как вы относитесь к утверждению о том, что у Гергиева две руки: первая — собственная харизма и вторая — демпинговые расценки?
— Впервые слышу. Демпинговые расценки — это что?
— Когда режиссеру или молодому дирижеру предлагают оплату ниже, чем стоила бы его работа в другом месте.
— Даже не знаю. Я очень часто в своей жизни дирижировал бесплатно, и мне немножко забавно видеть совсем молодых людей, которые уверены, что у них уже грандиозные имена и что Мариинский театр разобьется в пух и прах, но заплатит им сотни тысяч долларов.
— Если мариинцам скажут потуже затянуть пояс, они не взбунтуются?
— Это никого не порадует, но люди понимают, что при выборе перспектив — или прочь из Мариинского, лишь бы копейку заработать, или работать в темпах театра — подавляющее большинство выберет второе. Сегодня у нас две площадки — историческая сцена и Концертный зал. Недавно подсчитали, что такой спокойный, казалось бы, спектакль, как «Волшебная флейта», прошел 60 раз. А ведь некоторые считают, что это постановка слишком несерьезная, что называется, для детишек. Они не понимают, что Мариинский театр — не Зальцбургский фестиваль. Это его бывшему директору и моему другу Жерару Мортье необходимо публику эпатировать, чтобы сразу человек пятьсот на сцене воевали. Ему бойкое зрелище — хлебом не корми, только на таких премьерах он сверкал как самовар. А мне важен не эпатаж, не
— То есть у вас на эпатаж — табу?
— Мы делали и будем делать спектакли, в том числе и спорные. Но сегодня нет необходимости обрушивать на Петербург, скажем, нового «Огненного ангела» Прокофьева — постановку, которая стала бомбой для первой половины
— Я помню, как она пела Глиэра в Доме музыки и все время вопросительно заглядывала вам в лицо.
— И сейчас заглядывает. Это вы в Москве придумали, будто Нетребко
— То есть выращенные в театре артисты — это тоже запасы, с которыми можно через кризис проскочить?
— Вопрос этот для меня странный. Артисты не нефтехранилище. Хороших постановок в Мариинском ничуть не меньше, чем в каком-либо другом театре России. Хороших голосов — больше. Да и оркестр куда мобильнее, а возможно, и лучше прочих. Это говорит о том, что надо продолжать работать
— Не зря говорят, что вы — великий менеджер…
— Если
— Вы всегда говорили, что большая часть работ по Концертному залу велась на спонсорские деньги и их доставали вы. Теперь не будете?
— Мне дико неинтересно говорить о том, как я добывал или буду добывать деньги. Но мне очень интересно говорить о том, что в кризис Мариинский театр будет продолжать делать новые работы и, конечно, выступать. Как в крупнейших мировых столицах, так и в Беломорске, Петрозаводске, городах, о которых
— Насколько вы влияете на строительство
— Деньгами я не занимаюсь. Погрузись я в ситуацию глубже, — я сейчас очень осторожно выскажусь — театр уже бы стоял. И денег на это потратили бы гораздо меньше.
— Бюджет строительства секвестрирован?
— Да. Сегодня у строителей и у отвечающих за этот проект нет никакого другого выхода, кроме как продолжать просить денег — все больше и больше. Однако сегодня уже понятно, что никакого увеличения бюджета не будет. От ответственности Мариинский театр не уходит. Ведь это мы в первую очередь заинтересованы, чтобы проект не стал долгостроем. Но приносить
— Ваши амбиции распространяются на то, чтобы строительство
— Не думаю о том, кто и что сделает раньше. Главное, чтобы оба театра были хорошо построены. Для нас будет огромной проблемой, если мы не одолеем необходимые работы по завершению стройки
Лейла Гучмазова
«Итоги»