Кажется, такого нет нигде. Сама атмосфера аудиторий, интерес людей, которым есть, что сказать в своей профессии, сразу увлекает тех, кто хочет чего-то добиться в науке. Планку интеллектуального потенциала людей с «территории химии» преодолеть нелегко. Веселые, умные, искренние и любознательные люди учатся и работают в
лабораториях и на кафедрах химфака.
Убедиться в этом легко. Стоит заглянуть в аудитории, где стоят шкафы с колбами и трудятся ребята – кто за компьютером, кто – у какого-нибудь подвижного дымящегося аппарата. Внешние результаты труда – дипломы, премии, гранты, востребованность выпускников на предприятиях России и за рубежом...
Обстановка коридоров, лабораторий, кабинетов осталась прежней с давних времен. Здесь, как и тогда, везде витает дух интереса к химии – науке волшебной.
– 2011 год – Международный год химии, – напоминает Валерий Васильевич. – Впереди много интересного. В сентябре – Международный XIX Менделеевский съезд по общей и прикладной химии в Волгограде. Для участия в работе уже зарегистрировалось более 2000 человек. Буду там вести секцию образования. Прозвучат доклады по всем направлениям современной химической науки. В октябре юбилей создания теории строения органических соединений А. Бутлерова предполагаем отметить проведением конгресса. В октябре же состоится Российский конгресс по катализу «Роскатализ». 1–3 ноября планируем провести съезд учителей химии России и обсудить проблемы химического образования. 19 ноября – 300-летие со дня рождения создателя Московского университета М.В. Ломоносова. Помимо многочисленных совершенных им великих деяний Ломоносов внес крупный вклад и в химию.
Спрашиваю студента Евгения Окуня, с чего для него начиналась химическая наука.
– Сейчас, – рассказывает, – я окончил первый курс. В Москву приехал из Белгорода. Химией загорелся в девятом классе. Особенно заинтересовала практика. Пересмотрел все видео по интернету с различными опытами. Поражало, как все проходит. Прекрасно понимал, что глобальное образование смогу получить только на химическом факультете в МГУ. Начал через олимпиады стремиться сюда, максимально готовился.
В прошлом году на базе технологического университета в Белгороде решили провести соревнование по химии с теоретическим и практическим турами. На практикуме был элемент аналитической химии. Мысли мои были не на теоретическом туре, а на практическом. Там я был в себе совершенно уверен. И все получилось.
Придя на химический факультет, убедился, что химия очень многообразна. Здесь это можно увидеть воочию. Недавно говорили с Валерием Васильевичем про научных руководителей. Уникальная возможность – люди, известные в науке, с тобой общаются как с коллегой, учат тебя, открывая всю прелесть химии.
Первую лекцию нам читал академик Юрий Дмитриевич Третьяков. Я мысленно готовился к тому, что увижу человека, про которого столько слышал. Для меня это было важно. Почувствовал себя счастливым, когда на вручении студенческих билетов мне пожал руку сам декан. Здесь же первокурсникам были представлены различные научные направления, предложены занятия в учебных группах, которые с первого курса занимаются в конкретных направлениях – по индивидуальным учебным планам.
В.В. Лунин поясняет:
– Есть общий поток, а есть группы. Таких групп пять. Две из них организованы в прошлом году по направлениям химии живых систем и бионанотехнологий. Появилась группа «Функциональные наноматериалы». Более 50 лет существует группа химиков-теоретиков. Группа №9 первой в системе нашего образования начала привлекать первокурсников к работе в академических институтах. У нас все занимаются исследованиями. Так простроен учебный процесс, что на каждом курсе есть курсовая работа. Студент должен ее защитить. Ребята учатся вести исследования, докладывать о результатах на конференциях, участвуют в научных и практических мероприятиях. Так что у нас уникальная система образования.
Интересуюсь, как происходит выбор научного руководителя.
– По-разному, – отвечает академик. – Под моим руководством подготовлено более 70 кандидатов и 10 докторов наук. Ко мне в лабораторию на втором курсе пришли работать студентки-отличницы Аня и Соня. Защитились, пошли в аспирантуру. Я им как-то сказал: «Какую вы непростую область науки выбрали – физическая химия!». А они мне: «Мы не область науки выбрали, Валерий Васильевич, а вас!».
И так бывает! И что хорошо? Молодой человек здесь может выбрать то направление, которое соответствует его творческим замыслам. Интеллектуальный потенциал факультета огромен: у нас около 300 докторов и 800 кандидатов наук, и учатся 1200 студентов. Ребята попадают в уникальные руки. Есть замечательные школы в Казани и Новосибирске. Но такую подготовку, как у нас, больше сегодня нигде нельзя получить.
Мой аспирант первого года обучения Алексей Ерохин имеет пять опубликованных статей, сделал 13 докладов на конференциях, работает в лаборатории с первого курса. И таких ребят много. Возможности в будущем у них большие. На последней проведенной нами олимпиаде представители фирм обращались к юным химикам: «Учитесь и приходите на работу к нам!». Для аспирантов и студентов установлены стипендии различных компаний. Проводим День карьеры химика. В одной из успешно работающих в нашей стране и мире компании «BASF» больше половины персонала – наши воспитанники. То же самое – в компаниях «DuPont», «Еврохим».
Недавно президент РФ Дмитрий Медведев посетил Красноярский алюминиевый завод и сказал в интервью, что больше всего ему понравились инертные аноды для получения алюминия. Семь лет назад мы с выпускником физфака МГУ Олегом Дерипаской создали первую в России лабораторию – одновременно и вузовскую, и бизнеса – по совершенствованию технологии получения алюминия. На факультете разрабатывают успешные проекты по созданию новых источников преобразования солнечной энергии в электрическую, есть интересные разработки в области медицинской химии. За последние 10 лет все важные премии в России в области химической науки ежегодно получают наши ученые. Так что наука у нас на высоте.
С сентября 2011 года вводится двухуровневый учебный процесс, будем готовить бакалавров и магистров. Сегодня мы выпускаем около 2000 химиков на всю страну. Химия – ключевая область промышленности, экономики, медицины. Если 75% из 2000 человек будут бакалаврами и только 25% – магистрами, кто же работать будет?
В одной из своих книг я привожу примеры использования бакалавров в странах Европы. Ноль – почти везде, их нигде не берут. Мы опросили все компании, Российский союз химиков, «Еврохим», «BASF»: им бакалавры не нужны. Да, может быть, программистов можно подготовить за три-четыре года, но химиков – нет! У нас – эксперимент, мастерство, серьезная фундаментальная подготовка по математике, химии, другим дисциплинам. Ребята очень многое должны знать. Поэтому мы отбираем на факультет действительно «своих» студентов.
Два года назад абитуриент мог подать свои результаты ЕГЭ во все вузы России и ждать, куда поступит. Сейчас сократили количество подач документов до пяти вузов. Зачем? У нас на олимпиаде была девочка из Узбекистана. Она сказала мне: «Я с пятого класса вас знаю. Когда вы приезжали к нам в Ташкент проводить олимпиаду, решила, что буду готовиться». Сейчас она в 10-м классе, может победить и поступить к нам. И наш факультет, и Москва сама по себе притягивают. Почему не дать всем выпускникам школы возможность осуществить свою мечту учиться здесь?
Я ребятам говорю: «Читайте больше, учите больше стихов, смотрите больше спектаклей». Они проводят эксперименты, выполняют дипломные работы и должны уметь все изложить грамотно, мыслить широко. Незнание русского языка происходит от незнания русской литературы. Литература должна воспитывать человека. Мой внук Ваня прочитал книгу Гайдара «Тимур и его команда» и серьезно спрашивает: «Дедушка, а где в пионеры вступить можно?». Литература, искусство действуют!
10 лет назад мы – примерно 70 деканов химических факультетов из вузов России – собрались вместе и решили, что нужна клятва химика, как клятва Гиппократа – чтобы наши выпускники ни в коем случае не могли навредить ни человеку, ни человечеству, ни человечеству в целом при нынешних темпах развития нашей науки. Эта клятва сейчас висит на стенах во всех университетах России на химических факультетах. А в одной из газет тогда вышла сатирическая картинка под названием «Кошмарный сон Менделеева: студенты принимают клятву В. Лунина». Там было нарисовано дерево, на котором сидит ворона. Под деревом валяется лиса кверху лапами. И было написано: «Клянусь над телом моей павшей подруги: с сыром больше никогда не химичить!».
После дружного смеха мы продолжили разговор с деканом и студентами. И я еще раз окунулась в атмосферу науки, которая царит на химфаке. Катя Логинова, только что перешедшая на четвертый курс, рассказала, что приехала в Москву из Пензенской области. Работает на кафедре высокомолекулярных соединений. Занимается исследованиями в области взаимодействия определенных веществ с клетками, подобными клеткам в живом организме. Результаты исследований можно будет использовать в лекарственной отрасли. Лаборатория сделала попытку придумать лекарство против онкологии.
– Учась в школе, я всегда говорила, да и сейчас придерживаюсь мнения: химия – наука волшебная. Вспомните сказки. Там, соединив два вещества, можно было создать что-то новое. На третьем курсе было более свободное расписание, чем на первом, и все равно занятость приличная. Но успеть можно все. У нас бывает формально выходной день, потому что есть военная кафедра. Но все равно в этот день ходишь в лабораторию, делаешь курсовую работу.
Москвичка Екатерина Ярошенко заканчивает пятый курс. К диплому пришла через семь конференций и две публикации.
– Моя работа близка к медицине, биосенсорам, мембранам, лекарствам, которые можно будет вносить в организм, не беря в руку и не кладя в рот ложку или таблетку. Хотелось бы попасть в аспирантуру. Мечтаю быть полезной химической науке. Есть возможность выбирать, работать практически по всем направлениям, которые были изучены за годы обучения. Жизнь на кафедре и на факультете кипит. У нас сильные студенческие организации, сотрудничаем с администрацией факультета. В мае провели грандиозный праздник – День Химика, посвященный 46-ому элементу периодической системы химических элементов Менделеева – палладию. А вообще на химиках лежит ответственность не меньше, чем на врачах. Каждый из нас должен понимать то, что делает.
Валерий Васильевич дополняет:
– Специфика химика – эксперимент. Чем чище ты работаешь, тем лучше продукт. Это и на характере студентов отражается. Прежде чем они приступают к эксперименту, проводим беседу, рассказываем, какие стадии наиболее опасны в конкретных процессах, учим безопасности, заставляем зубрить обязательные правила. Важны внимание, аккуратность.
К нам приходят те, кто любит химию. И если даже не очень любил, то здесь полюбит навеки! (Все смеются). У нас хорошо оснащены лаборатории. Студенты могут реализовать любые свои интересы. База все время улучшается. Благодаря особому микроскопу можно увидеть химию одиночных молекул, атомов. Появилась такая специализация, как медицинская химия. Сегодня она занимает большое место в нашем образовании, научной деятельности. Моя научная работа – в области физической химии, но есть и группа по изучению механизма влияния лазерного излучения на живые клетки – носовые перегородки, ткани глаза, хрящи. Студенты изучают ряд дисциплин на биологическом факультете, занимаются самоотверженно.
Не слушайте тех, кто считает, будто в химии все открытия уже сделаны, все изобретено. Мы все глубже и глубже понимаем природу. Три года назад меня приглашали французские фармкомпании. Я там сказал, что можно создать теорию запаха. Например, есть вещество, которое очень плохо пахнет. Поменяешь две группы молекул – и уже получишь «Chanel».
В кислороде два атома, в озоне – три. Разница в один атом приводит к существенным изменениям свойств. Этанол – этиловый спирт – универсальный растворитель для всех лекарств. А его предшественник отличается от него на одну группу молекул. И он – яд, смертельный для человека.
Сейчас возможности моделирования свойств веществ уникальны. В суперкомпьютерном центре МГУ студенты делают многие свои работы. Это дает непредсказуемые возможности для создания новых веществ. Все можно легко менять в химии, надо только с пониманием это делать. Поэтому важно хорошее научное образование, которое ребята получают. И это на всю жизнь!
Александра СТРУНЕЦ