С каждым годом всё сложнее выполнять такую, казалось бы, простую роль покупателя — появляются новые способы мошенничества, приходится выбирать среди огромного количества производителей и распространителей, ещё и рекламой вездесущей пытаются затуманить разум. То ли дело быть продавцом — сидишь себе, продаёшь товар, хамишь клиентам — красота!
Далеко не каждый покупатель становится продавцом, мерчендайзером, консультантом (какие там ещё синонимы подыскивают люди, чтобы не признаваться в своей не самой престижной профессии?).
Но зато каждый продавец рано или поздно сталкивается с приобретением какого-либо товара или услуги, без этого просто невозможно представить существование в современном обществе. Даже в глухих деревнях и хуторах, где люди живут одним сельским хозяйством, есть магазин.
Только когда покупатель (а это, как вы уже могли понять, большая часть населения России) получает возможность стать продавцом, он начинает понимать, в какие важные и ответственные отношения вступает человек, пришедший просто взять хлеб, молоко и спички. Не зря дети — самые умные и гениальные существа — с такой ответственностью и благоговением относятся к первому самостоятельному походу в магазин, когда родители позволяют им без какого-либо контроля распорядиться деньгами.
Стать продавцом и покупателем в одном лице — это всё равно что быть разведчиком на войне, вроде Штирлица. У вас есть уникальная возможность сравнить две стороны и определить, кому же из них приходится тяжелее.
Вот был человек покупателем... В супермаркете недодали сдачу, с тех пор пришлось каждый раз внимательно проверять чеки, не отходя от кассы. Пришёл в гипермаркет — из 12 касс работают всего две, попросил позвать кассиров, за что был послан куда подальше. Хотел вернуть жёсткий диск в магазин, пришлось ознакомиться со всеми особенностями этой тяжелейшей бюрократической операции: чеки (которые, между прочим, опасны для организма), талоны, счета, паспорта и банковские карты, а в конце оказывается, что товар возврату не подлежит.
А теперь стал он же продавцом... Покупатели постоянно жалуются, что товар плохой, кричат на продавца за то, что он плохо выполняет свою работу. Одни пытаются украсть товар, другие — обмануть, ссыпая гору мелочи и убегая, так как «спешат», третьи отрывают наклейки с продукции, которая участвует в акции. «Просто сидеть и пробивать товары» оказывается не так просто: то ломается аппарат или неожиданно заканчивается лента, то мальчик решил купить себе чипсы и сухарики, но хватает только на чипсы, приходится вызывать Галю с ключом, чтобы она отменила покупку. А между тем в очереди десять человек, однако открыть ещё одну кассу возможности нет, как нет и людей, которые могли бы за неё встать.
Что же такое получается: ты покупатель — тебе хамит продавец, ты продавец — тебе хамит покупатель. Какой-то круговорот негатива получается! Кто же прав?
Если смотреть с точки зрения закона, то, как известно, покупатель всегда прав. Однако не каждый покупатель об этом знает: некоторые, даже зная, что есть «Книга отзывов и предложений», закон «О защите прав потребителей», возможность связаться с директором или управляющим, всё равно продолжают терпеть пренебрежительное отношение продавца. Да и сами торговцы приноровились врать прямо в глаза, утверждая, что какие-то товары нельзя вернуть (хотя на самом деле это не так) или предлагая купить не самые выгодные продукты.
Тем не менее, самих продавцов делать крайними тоже не стоит. Возможно, они сами не вполне согласны с политикой компании, в которой работают. Тем не менее, это их работа, а, значит, им приходится поступать так, как велит начальство. Иногда даже против собственной воли.
Получается, что нет никаких очевидных привилегий как у покупателей, так и у продавцов. Хамят, грубят и обманывают те, кто приучен к этому с рождения, человек же воспитанный попросту не станет принимать участия в этой грязной игре.
Роман Морозов