Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Тот самый Янковский

Вчера утром 20 мая ушел из жизни величайший актер Олег Янковский, известный миллионам советских и российских зрителей по десяткам любимых фильмов.

Олег Иванович родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (Казахская ССР). Род Янковских — польского происхождения. Отец актера, Ян Павлович, был кадровым военным. В конце 1930-х годов он с семьей был выслан в Казахстан, позже арестован и погиб в лагерях ГУЛАГа. После смерти Сталина Янковские смогли уехать из Средней Азии, и Олег оказался в Саратове. Его старший брат Ростислав в 1957 году перебрался в Минск и через год забрал Олега к себе. Ростислав выбрал профессию актера и играл в местном драмтеатре. Как только появилась возможность, Олег Иванович вернулся в Саратов, окончил там школу.

Олег Янковский хотел поступать в медицинский университет, но как-то случайно заглянул в Саратовское театральное училище. Хотя приемные туры уже были завершены, Олег решил спросить об условиях поступления и решился зайти в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега Ивановича — Николай Иванович в тайне от семьи решил поступать и с успехом прошел все приемные туры. Искренне любящий брата Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег Иванович не без проблем. Как вспоминает педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно». Однако когда Янковский вышел на сцену в дипломном спектакле «Три сестры», все сомнения у мастера курса в профпригодности Олега отпали, это было заметное явление, рождался очень интересный актер. В 1965 году окончил Саратовское театральное училище (педагог — А. С. Быстряков).

С 1965 года Олег Иванович становится актером Саратовского драматического театра.

В кино Олег Иванович попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Там же начинал съемки фильма «Щит и меч» Владимир Басов. Он искал юношу арийской внешности на роль Генриха Шварцкопфа. Однажды, обедавший в кафе Янковский попал на глаза Басову. Так Олег Иванович был приглашен в свой первый фильм. Затем были картины «Служили два товарища» Евгения Карелова, «Я, Франциск Скорина» Бориса Степанова, где Олег Иванович сыграл главную роль, «Гонщики» Игоря Масленникова и другие фильмы. В 1972 году Леонов перешел в Ленком. Тогда еще молодому главному режиссеру театра Марку Захарову порекомендовал присмотреться к Янковскому именно Леонов.

В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский переходит в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком).

С 1993 года — президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).

Олег Иванович обладатель многих наград, в том числе приза «Ника» за лучшее исполнение мужской роли в фильмах «Цареубийца» и «Паспорт». Он был удостоен специального приза гильдии актеров «за выдающийся вклад в профессию», стал лауреатом премий «Кумир», «Созвездия», «Золотой Орел», премии имени Станиславского.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней.

Новые Известия

***

Обычно вспоминают барона Мюнхгаузена или героя фильма «Полеты во сне и наяву»… Я вспоминаю сосредоточенное лицо Янковского-Горчакова, когда он через большое продуваемое сырым ветром пространство несет свечу в фильме «Ностальгия». В этой горящей свече залог спасения — и его и человечества. Он должен донести ее из края в край, не загасив пламени…

Олег Янковский дважды снялся у Тарковского. Первый раз в «Зеркале». Тогда явно понадобилась его фактура — молодой артист был поразительно похож на отца режиссера Арсения Тарковского. Для автобиографичной и очень личностной картины это было принципиально, и Янковский любит вспоминать, как в гулких коридорах «Мосфильма» его догнала ассистент (а потом и жена и режиссера) Лариса Тарковская, пораженная сходством незнакомого молодого человека с выдающимся поэтом.

Второй раз — в «Ностальгии». Для Тарковского столь чтимые другими режиссерами лицедейские способности артиста мало что значили. Значило нечто другое. И именно в его фильмах вдруг становится ясно, что это «другое» и есть главная редкостная и очень важная особенность Янковского. Он умеет отрешенно и сосредоточенно молчать в кадре. Его молчание суггестивно. Оно у него никогда не пауза, но почти всегда момент истины. Эмоционально говорить, хлопотать лицом, выразительно страдать умеют и другие. Артист вообще запоминается обычно в динамике — комической или трагической. Янковский принадлежит к числу тех уникальных артистов, которых запоминаешь в статике. Не только у Тарковского (хотя у него как-то особенно, ибо вдумчивое и неспешное вглядывание в жизнь и было, пожалуй, главным открытием его кинематографа), но и в других, бесконечно далеких от Тарковского киноработах. В том же «Бароне Мюнхгаузене», где герой печально и иронично смотрит в кадр, прежде чем начать свое финальное «восхождение», или в «Служили два товарища», где последний спокойно-удивленный взгляд Янковского в камеру, словно спрашивающий зрителя: «Меня, кажется, сейчас убили», запоминается едва ли не больше, чем все перипетии этого хорошего и увлекательного фильма.

Не благородство облика, которое на разные лады будет обыгрывать кинематограф, поручая ему роли совестливых офицеров (от немца Генриха Шварцкопфа до Кондратия Рылеева), а именно эта явленная в кадре концентрация внутренней жизни и определила уникальность Янковского в нашем театре и кино. Благородство облика, ума и манер было скорее предпосылкой этой его уникальности. Не благоприобретенное благородство, скорее врожденное. Сын сгинувшего в лагерях бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского, родился в казахском городке Джезказгане (в советской России потомки дворян часто рождались на окраине империи).

«Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша», — сказала в одном из кафе города Львова Владимиру Басову его жена. Басов искал артиста на роль Шварцкопфа в «Щите и мече» и отреагировал весьма характерным образом: «Но он наверняка какой-нибудь физик или филолог». Артисты с такими умными лицами и тогда (да, впрочем, и теперь) встречались редко. Если бы не это решающее обстоятельство, актерская карьера Янковского казалась бы скорее случайностью, чем закономерностью. Он ведь и в театральном-то институте Саратова, куда семья переехала из Джезказгана, оказался по комическому недоразумению — заглянул туда ненароком и узнал, что его фамилия значится в списке зачисленных на актерский факультет: оказывается, его брат, ни сказав никому ни слова, успешно сдал экзамены. Вот Янковский и стал учиться на актерском вместо брата, никак поначалу не обнаруживая своего редкого дара. И в самом институте, и в саратовском театре он играл без особого успеха. Его талант должен был войти в фокус. Он сам, a главное, окружающие его люди должны были понять, что ему самой судьбой назначено восполнить дефицит несуетного благородства в тогдашнем искусстве. Стать воплощением трудной и, в общем-то, бесконечной темы. Нет, не романтической, скорее постромантической.

Для артиста-романтика Янковскому явно не хватало наивности и бесшабашной удали. А саморазъедающей меланхолии всегда было чересчур много. И прежде и теперь он лучше всего и чаще всего играет порядочного человека, больного своей порядочностью. Редкие образы негодяев (от жуткого шварцевского Дракона до среднестатистического советского мерзавца из «Мы, нижеподписавшиеся») скорее обозначают широкий диапазон его актерских возможностей, чем описывают его главную тему. А тема сквозит почти везде, где может сквозить — от ролей рефлексирующих интеллигентов до образов опустившихся джентльменов. Даже В.И. Ленин в его исполнении (и в полном соответствии с трактовкой Марка Захарова и Михаила Шатрова) становится воплощением порядочности и ответственности. Даже в комическом и жалком Жевакине из ленкомовской «Женитьбы» чувствуется желание из последних (ну, может, предпоследних) сил сохранить хоть малую толику совестливого благородства. Что бы ни играл этот артист, он все время обращен в самого себя. Он словно бы смотрит на пламя какой-то свечи. Он знает, что, пока он не дойдет до цели, свеча не должна погаснуть.

Марина Давыдова

Известия

***

Умер Янковский. С конца 2008 года, когда появились первые сообщения о тяжелой болезни знаменитого актера, медики комментировали состояние его здоровья пустыми фразами, звучавшими приговором. Но мы все, привыкшие видеть его на экране и на сцене полным жизни, надеялись на чудо. На обыкновенное чудо, которое должно было произойти. Но оно не произошло. И теперь, передавая друг другу новость о его уходе, мы не верим и не можем понять. Тот самый Янковский?! Да, тот самый. Олег Иванович Янковский.

Бессмысленно в который уже раз подробно перечислять этапы его биографии. Семья кадрового военного, ссылка в Казахстан, смерть отца в лагерях, Саратовское театральное училище, фильм «Щит и меч», Ленком, картины Марка Захарова, последний актер, получивший звание Народного артиста СССР, — все это известно, и может быть легко найдено простым введением имени на сайтах популярных поисковых машин. Лучше еще раз послушать самого Янковского:

Об актерской профессии:

«Роли — это нечто вроде кирпичиков в здании, которое строит актер и оставляет после себя. Но вот увидеть это здание со стороны при жизни вряд ли удастся»

«Если появляется сериал в сто серий и в каждой некто играет „кушать подано“, то при опросе аудитории у него хорошие шансы стать самым популярным артистом. Но ведь „самый популярный артист“ и „самый лучший артист“ — не всегда одно и то же»

«Актеру, который позволяет себе опаздывать на спектакли, не ковер нужен, а скатерть на дорогу из театра. Публика не должна ждать»

«Никогда не мечтал ни о какой роли. Что толку мечтать-то? Нет, изначально нас ведут по жизни, и надо это чувствовать. А уж тем более в актерской профессии, она же… от господа Бога, наверное?»

«Мы, актеры старшего поколения, были в счастливом положении: от Владивостока до Калининграда в кинотеатрах с восьми утра шли отечественные фильмы. Миллионные аудитории!»

«Немыслимо объяснить, что это такое — получить бешеную популярность, а потом в одночасье ее лишиться. И вот актеру обязательно надо готовить себя к тому, что однажды все это закончится. Другое дело, начнешь готовить — и кураж пропадет, а у нас такая профессия, что глаз должен гореть».

«Одна из важных проблем современного театра — отсутствие материала. Просто какая-то депрессивная поздняя осень».

«у артиста всегда есть страх: если он сейчас не снимется, завтра его просто забудут. Эта фобия привела к тому, что у меня есть ряд фильмов, за которые мне стыдно, которые не хочется вспоминать».

«Не стал бы играть Воланда. Потому что к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду. Как и не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Считаю, что трогать не надо — ни одной стороны, ни другой».

«Ты выходишь на сцену — и начинают по-другому работать селезенка, печень, нервная система. Это тяжело, но это того стоит».

«Я действительно благополучен. И вообще я думаю, что актерство — это очень праздничная профессия».

О жизни:

«Вообще-то, когда Ленин был маленьким, он дружил с моей бабушкой. А ее отец в свое время ездил за рубеж и привез ей как-то куклу с закрывающимися глазками. И вот Володенька все хотел ей выковырять глазки, чтобы выяснить, почему они закрываются»

«Когда мы уже совсем взрослые стали, мама призналась, боясь всего и вся, что у нас от дедушки есть какие-то сбережения в швейцарском банке. К большому сожалению, за долги эти вклады исчезли, так что не разбогатели».

«Меня часто соблазняли политикой, предлагали в свое время кресло министра культуры. Но я считаю, каждый должен заниматься своим делом».

«Мы не умеем созидать. Вместо того чтобы радоваться, например, новому красивому зданию, русский человек начинает скрежетать зубами: „Вот деньжищ-то угрохали, сволочи!“ Черная зависть к богатым людям в нас заложена генетически».

«Внук смеется надо мной. И внучка, которой 13 лет. Мы в этом смысле покажемся дикими людьми, но зато в душе чище. У них глаза другие, в них детскость стерта. Они уже взрослые изначально».

«Не всякое время может сформировать героя. Бывает ведь и безвременье. Сейчас, по-моему, безвременье. Вот и героя нет».

«Если ничего не беспокоит и ничего не болит — значит, ты умер. К тому же российская интеллигенция, к которой я, кажется, могу себя причислить, без боли просто не может. Такова уж ее участь. А перечислять все причины для волнений — времени не хватит.

«Знание, что мне очень повезло, и что очень возможен, реален был совсем другой вариант моей судьбы, оно спасает. И охраняет. И дает понимание, что ты ответствен за то, что дает судьба. И что надо каждый день благодарить за это. Вставать с благодарностью и ложиться с благодарностью. А как иначе».

Олег Янковский был настоящей звездой. Не той, что рассеивает холодный белый свет и сгорает столь же быстро, как и зажигается. А огромной и яркой, наполняющей видевших ее ни с чем не сравнимым ощущением жизни. Ему не нужны никакие регалии и звания. Он просто наш Янковский. Тот самый.

Лента.Ру

833


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95