Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Трактор танцу не помеха

Джон Ноймайер поставил «Анну Каренину»

На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера двухактного балета «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера — копродукция Гамбургского балета, Большого театра и Национального балета Канады, выпущенная при поддержке главы ВТБ Андрея Костина в партнерстве с Cartier и «Северсталью». Татьяна Кузнецова, просмотрев два состава исполнителей, обнаружила, что увидела два разных балета.

После «Татьяны» — тоже копродукции, идущей в Музтеатре Станиславского, в которой из постели лысого Онегина выпархивают проститутки, а на именинах Татьяны отплясывают красноармейцы,— от живого классика Джона Ноймайера можно было ожидать любых эскапад. Беспокойство подкрепляли сведения с гамбургской премьеры «Анны Карениной», прошедшей в июле прошлого года: Каренин баллотируется в президенты, Левин колесит по сцене на тракторе, а половозрелый Сережа вступает с матерью в дуэтные отношения.

Единоличный создатель спектакля Джон Ноймайер (режиссер, хореограф, автор либретто, сценографии, костюмов, световой концепции и музыкальной партитуры, составленной из произведений Петра Чайковского, Альфреда Шнитке и Кэта Стивенса) поставил свою «Анну Каренину» в Москву без купюр, так что и трактор, и президентские выборы были на месте. Однако ничуть не шокировали. Мотивы хореографа, перенесшего действие в наши дни, казались обоснованными, логика сценического действия — непогрешимой, музыка — умно подобранной и тонко скомпонованной. Новая «Анна Каренина» выглядела успокоительно традиционной — как по хореографическому языку, так и по трактовке романа. Джон Ноймайер не забыл о «социально-бытовом» аспекте романа, хотя и не подчеркивал его. Помнил и о роке, персонифицируя его в образе станционного мужика, однако не впадал в мистику. И не грешил морализаторством, предоставив слово чуть ли не каждому из главных персонажей.

Свое многофигурное повествование Джон Ноймайер вписывал в нарочито аскетичные декорации. Катающиеся на колесиках белые стены с прорезанными в них дверями заменяют все романные интерьеры, а заодно и вокзал; распахнутая во всю ширь сцена обозначает пашню Левина, голубой задник с нежным облачком символизирует Италию. Зато персонажи романа, их характеры, взаимоотношения выписаны чрезвычайно подробно. Эта «Анна Каренина» сделана как телероман — с законными для такого жанра длиннотами (первый акт тянется аж 105 минут), с крупными планами, моментальными сменами мест событий и резким монтажом. Служители передвигают декорации прямо во время действия, эпизоды, как часто бывает у Ноймайера, наползают друг на друга — скажем, пока Анна, лежа на полу на огромной подушке, переживает первое соитие с Вронским, а тот, сидя над ней на прозрачном пластиковом стуле, пытается осмыслить случившееся, мимо любовников уже идет на матч участник игры в лакросс, заменившей тут толстовские скачки.

Как и в телесериале, в этом балете многое зависит от артистов — только они способны придать напряженность неторопливому повествованию. В Москве Джон Ноймайер и его ассистенты подготовили три состава исполнителей. Вообще-то это редкость: в отведенные на постановку сжатые сроки приглашенные хореографы обычно концентрируются на одном составе. Обозреватель “Ъ” видела первый и третий, и третья команда обошла первую, хотя в «основе» были собраны главные звезды театра. Удивляться нечему: в такой хореографии не столь принципиальны технические и физические возможности артистов, гораздо важнее актерский дар, причем тонкий, почти «киношный». Балеринские данные первой Анны — Светланы Захаровой — неоспоримы, линии захаровских ног ласкают глаз, однако все ее адажио — с мужем, Вронским, с кошмарным станционным мужиком — выглядят одинаково: все те же шпагаты, перевороты через спину, растяжки ног на six o`clock. Актерствовала Светлана Захарова тоже без полутонов, столь же старательно, как танцевала, и обелила свою героиню до полной стерильности. Сексуальности в ее Анне было не больше, чем в официальном СССР, во Вронском она искала родственную душу, наркотики глотала, как ребенок — карамельку, с Сережей нежничала с фальшивым энтузиазмом мачехи.

Анна №3 — Кристина Кретова, не эффектная, почти невзрачная — была прежде всего женщиной, а уж потом балериной (хотя к ее танцу тоже не придраться). Чувственной, сексуальной, разноликой, но естественной везде и всегда: с мужем, в обществе, с ребенком, в любви с Вронским, наедине с собой. Заставив следить за каждым шагом, каждым вздохом героини, Кристина Кретова позволила разглядеть все нюансы хореографии Ноймайера, оказавшейся чрезвычайно тонкой и психологичной.

Денис Родькин, первый Вронский, был под стать Светлане Захаровой. Рослый, мужественный, эффектный, спортсмен и лидер, он высоко прыгал, отлично держал партнершу, выказывал пылкость чувств, но был одномерен, как лозунг. Этот Вронский к концу спектакля с энтузиазмом переключился на княжну Сорокину — ни дать ни взять молодой Стива Облонский. Вронский Артемия Белякова — инфантильнее и чувствительнее, его любовь к Анне-Кретовой полна примечательных подробностей, интрижка с Сорокиной выглядит светским флиртом — не больше, и даже отсутствие лихости в сольном танце Белякова играет на придуманный им образ рефлексирующего интеллигента.

А главная удача этой «Анны Карениной» — Левин, вылитый американский фермер в клетчатой ковбойке и шляпе, вытанцовывающий свои неакадемические па то босиком, то в резиновых сапогах под баллады Кэта Стивенса. Персонаж, которого никому не удавалось сделать сколько-нибудь занимательным, оказался самым живым в спектакле. (Оба московских Левина великолепны, хотя, пожалуй, молодой Георгий Гусев чуть точнее и искреннее опытного Дениса Савина.) Адажио влюбленного Левина с больной Кити — укрупненный видеоизображением простейший дуэт, состоящий из трех поддержек и пары элементарных комбинаций — оказался эмоциональной кульминацией всего спектакля, доказав, что сценической правде и всамделишный трактор не помеха.

Татьяна Кузнецова

Источник

533


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95