Сразу в нескольких районах столицы местные чаты забурлили вопросами: что происходит с городскими туалетами? Они недоступны для посещения, хотя вроде бы и не закрыты! Напомним: более 200 бесплатных уборных сохранились в Москве еще с советских времен и уцелели даже в девяностые. «МК» разобрался, что происходит с городскими туалетами: худшие опасения вроде бы не подтвердились, но проблем в «насквозь прогнившей системе» все равно хватает.
— На Профсоюзной и у метро «Ленинский проспект» закрыты привычные и удобные общественные туалеты, — жалуется 30-летний Игорь Л. — Что происходит, неясно: одна уборная просто «временно недоступна», вместо другой появились пластиковые кабинки. Которые совершенно не так удобны, как хорошие стационарные туалеты. Кажется, это неспроста: неужели городу надоело содержать бесплатные туалеты?
Похожие эмоции испытывают жители разных концов Москвы: еще два года назад, например, временные (к тому же платные по своей конструкции) кабинки установили в Петровском парке вместо закрывшегося подземного туалета 1930-х годов постройки. Закрыты туалеты на Долгоруковской, Вятской, проспекте Андропова и в некоторых других местах.
В ГБУ «Доринвест», одной из функций которого является как раз эксплуатация городских общественных туалетов, «МК» при этом пояснили, что система работает в штатном режиме и о ее сворачивании речи нет. Изучение же документации по закупкам «Доринвеста», опубликованной на соответствующем портале, внесло ясность: туалеты закрыты на ремонт (текущий или капитальный). Из 227 стационарных уборных, находящихся на балансе учреждения, ремонтируются несколько десятков.
В числе прочих адресов, где сейчас идет ремонт, — туалеты на улицах Паустовского и Долгоруковской, Ереванской и Южнопортовой, на улицах Горбунова, Вятской, Ленинском проспекте, Восточной, 9-й Парковой, на привокзальной площади Зеленограда, а также в Бирюлеве, на проспекте Андропова и даже на Манежной. Тот самый исторический туалет в Петровском парке тоже на ремонте, причем речь идет о полной «капиталке».
На этом тему можно было бы закрыть, если бы один из бывших сотрудников «Доринвеста», имевший в течение многих лет дело с эксплуатацией этих учреждений, не рассказал «МК» дополнительные подробности. Оказывается, торопиться с ремонтом стационарных туалетов коммунальщикам нет никакого резона: содержание кабинок обходится намного дешевле, чем капитальных объектов. Поэтому есть большое искушение действовать по принципу «нет ничего постояннее временного».
— Стационарный туалет это не только освещение, но и отопление, водоснабжение, а главное — сотрудник и регулярное обслуживание, — пояснил собеседник «МК». — В компактных кабинах не то чтобы нечему ломаться — к ним не так высоки требования: «золотые кабинки» чаще всего грязноваты, фурнитура отломана, но претензии поступают редко. А вот стационарные требуют замены сантехники, других компонентов. К тому же теперь новые требования по безбарьерной среде и антивандальности. Поэтому мороки получается в разы больше, чем с кабинками, несмотря на необходимость эти кабинки откачивать.
Нарекания копятся и у посетителей — хотя за последние годы, заметим, претензий именно к качеству работы стационарных туалетов практически не стало. Но придраться всегда найдется к чему: в первую очередь не устраивает ограниченное время работы, ночью уборные не действуют (стандартное время работы — с 8 до 20 часов, некоторые до полуночи). Во-вторых, там, где эти удобства особенно востребованы, речь заходит о недостаточной пропускной способности. Например, в парке Горького регулярно наблюдается длинная очередь — особенно в женские туалеты, в которых по понятным причинам отсутствуют писсуары.
— Много раз приходилось слышать: пусть будет хотя бы и платный, но круглосуточный и цивилизованный туалет! — рассказывает бывший эксплуатант общественной уборной. — И в самом деле: в Москве уже все привыкли, что бесплатного ничего не бывает. Есть ощущение, что сеть могут скоро перевести на платную основу — и всем от этого будет только легче.
Добавим: единственное, что этому по-настоящему мешает, — традиция. В Москве с советских времен были бесплатные общественные туалеты, они — одно из немногих «достояний социализма» — пережили безденежье девяностых, и поэтому сдавать это «завоевание» сейчас кажется немыслимым. Но... Поживем — увидим: возможно, сантименты в нашем мире стоят дешевле, чем удобство для горожан и экономика для обслуживающих организаций.
АНТОН РАЗМАХНИН