ХОРОШИЙ ГОД
Тегеранский музей современного искусства
В этом году Иран начал разминать свои мышцы культурной дипломатии. Тегеранский музей современного искусства (TMoCA) отправил более 60 произведений западных и иранских художников, в число которых вошли полотна Марка Ротко, Джексона Поллока и Фрэнсиса Бэкона, сначала в Берлин, а затем в римский MAXXI. В Тегеране музей провел персональную выставку новых работ Вима Дельвуа, ряд которых был создан в Иране, и групповую выставку современных арабских художников (их представил художественный фонд «Барджил» из ОАЭ).
Перформанс Рагнара Кьяртанссона The Visitors в галерее Barbican. Фото: Рагнар Кьяртанссон
Рагнар Кьяртанссон
Исландский художник в этом году покорил сердца посетителей лондонского арт-центра Barbican и Музея Хиршхорна в Вашингтоне; еще одна успешная выставка Кьяртанссонапрошла в Копенгагенском музее современного искусства. Кроме того, он был отмечен почетным званием «художника города» 2016 года в своем родном Рейкьявике.
Альмина Рех
Бельгийская галеристка, представляющая целый ряд тяжеловесов из мира искусства (Кунс, Принс, Таррелл), открыла второе выставочное пространство в Лондоне, в районе Мэйфейр, и еще одну галерею в Нью-Йорке (первой выставкой там стала «Колдер/Пикассо»), доведя число своих площадок до пяти.
Новое здание Тейт Модерн. Фото: Herzog & de Meuron
Herzog & de Meuron
Спроектированное этим архитектурным бюро новое пространство галереи Тейт Модерн привлекло рекордное число посетителей уже в первые три дня работы. Впечатлившись таким успехом, Берлин заказал швейцарскому дуэту проект нового музея ХХ века.
Хелен Мартен
Пока что имя Хелен Мартен не у всех на слуху, но она стремительно движется к этому: номинирование и победа в двух престижных художественных конкурсах (Премия Тернера и Премия Хэпуорт) принесли ей участие в приуроченных к ним экспозициях, а увенчала этот ряд персональная выставка в лондонской Serpentine Sackler Gallery.
Сан-Франциско
Яркое открытие обновленного Музея современного искусства Сан-Франциско привлекло в Северную Калифорнию представителей художественного мира. В этом году там открылись филиалы галерей Gagosian и Pace, а также большой галерейный кластер под названием Minnesota Street Project.
Караваджисты
Год был очень удачным и для последователей Караваджо. Он принес несколько крупных выставок («После Караваджо» в Национальной галерее в Лондоне, выставка Валантена де Булонь в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) и новую книгу Майкла Фрида After Caravaggio («После Караваджо»), вышедшую в издательстве Yale University Press.
ПЛОХОЙ ГОД
Марина Абрамович и Улай
Марина Абрамович
Высказывания о коренных австралийцах в книге знаменитой перформансистки спровоцировали волну возмущенных публикаций с хештегом #theracistispresent, суд Нидерландов обязал Абрамович выплатить €250 тыс. бывшему соавтору Улаю в качестве его доли с продаж их общих произведений, а в октябре ей пришлось оправдываться даже за свои званые ужины. Среди опубликованных на WikiLeaks электронных писем, связанных с именем Джона Подеста, главы предвыборной кампании Хиллари Клинтон, было приглашение на «ужин духовной пищи» от Абрамович, что позволило фанатичным сторонникам Дональда Трампа заподозрить художницу в сатанизме.
Зомби-формалисты
Похоже, что любимчики рынка зомби-формалисты могут наконец упокоиться с миром. После уверенного и устойчивого подъема из могилы абстракции в последние несколько лет, таких художников, как Хью-Скотт Дуглас, наконец настиг удар: в сентябре агентство Bloomberg сообщило о том, что коллекционер, купивший произведение художника за $100 тыс., выставляет его на торги за $20 тыс.
Музеи Британии, финансируемые из местной казны
В 2016 году сокращение местного бюджета в Англии и Шотландии ударило по небольшим музеям и галереям. Инверлейт-Хаус в Эдинбурге объявил о том, что больше не будет экспонировать современное искусство, а Галерея нового искусства в Уолсолле, ведущий региональный проект начала 2000-х, столкнулась с резким сокращением финансирования вплоть до угрозы закрытия.
Крис Деркон
Изначально предполагалось, что бывший директор Тейт Модерн будет оставаться на своем посту до 2017 года, однако уже в июне на открытии Суич-Хауса он отсутствовал, потому что к тому времени бразды правления взяла в свои руки Фрэнсис Моррис. В том же месяце Берлинский народный театр Фольксбюне, где Деркон должен проработать ближайший год, направил ему и его программному директору Мариетте Пикенброк открытое письмо, в нем сотрудники выражают свои опасения по поводу того, что театр «утратит свои художественные стандарты». Ситуация остается напряженной.
Галереи Нижнего Ист-Сайда
В Нижнем Ист-Сайде — нью-йоркском районе, который некогда имел славу инкубатора новых талантов, — в течение года закрылось сразу несколько галерей, в том числе Lisa Cooley, Laurel Gitlen и Clifton Benevento. Как заявила ARTnews Лиза Кули, сейчас управление галереей такого размера — «нежизнеспособный бизнес».
Нью-йоркские музейные служащие со стажем
В рамках мер по оптимизации расходов более 120 сотрудников трех крупнейших музеев Нью-Йорка (Музей современного искусства, Метрополитен-музей и Бруклинский музей) были вынуждены уволиться по собственному желанию. Метрополитен-музей сократил еще 34 человека дополнительно.
Попугаи ара
Пару экзотических попугаев, участвовавших в инсталляции «Тропикалия» Элио Ойтисики в только что открывшемся новом крыле Тейт Модерн, до такой степени возбудила головокружительная посещаемость музея, что их пришлось убрать с экспозиции. В результате Лондон поразил острый синдром пустого гнезда.
Миша Цыган