Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Устная часть ЕГЭ: быть или не быть?

Размышления о красоте речи и образовательных реалиях

Лето — время тепла, долгожданных каникул и... экзаменов. И, пожалуй, самый обсуждаемый и вызывающий трепет — это единый государственный экзамен, ЕГЭ. Не так давно вокруг него вновь разгорелась дискуссия.

18 июня вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил ввести устную часть ЕГЭ по гуманитарным предметам, мотивируя это тем, что современная молодежь «разучилась говорить красиво и грамотно». В ответ член Совета профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и литературы Анна Штернберг справедливо заметила, что депутатам следовало бы сосредоточиться на повышении заработной платы учителям, решении кадровых проблем и других насущных вопросах образования, оставив вопросы обучения непосредственно педагогам.

На первый взгляд, позиции сторон кажутся диаметрально противоположными. Однако, если вдуматься, одна точка зрения логично вытекает из другой. Давайте оттолкнемся от тезиса господина Чернышова: молодежь испытывает трудности с устной речью, и эту проблему необходимо решать. Но что мы имеем на практике?

Согласно нормам СанПиН, наполняемость классов не должна превышать 25 человек — и это уже немало. Однако, как показывает практика, классы часто переполнены. В некоторых школах в начальных классах набирают более 30 учеников, рассчитывая на то, что часть детей перейдет в другие школы в среднем звене. При этом финансирование школ является подушевым, что стимулирует набор «с запасом». Более того, в последние годы некоторые школы практикуют совмещение уроков, когда формально разные классы, даже не достигающие нормативной наполняемости, посещают определенные занятия вместе. В результате, казалось бы, комфортные 13 и 17 человек в 8-А и 8-Б классах соответственно, превращаются в группу из 30 учеников в одном классе, что становится серьезным испытанием для всех участников образовательного процесса.

Именно здесь возникает вопрос о «переполненности» классов. Только человек, далекий от реальной школьной жизни (наблюдавший за детьми не под прицелом камер, а на протяжении целого учебного года), может быть уверен, что в таких условиях можно эффективно заниматься развитием грамотной и красивой речи.

Госпожа Штернберг предлагает ограничить количество учеников в классе 20, и с этим можно согласиться, если понимать эту цифру как абсолютный предел, который нельзя превышать никакими ухищрениями. В идеале, на мой взгляд — 15. Но ведь оплата труда учителя напрямую зависит от количества учеников. И здесь мы вновь возвращаемся к вопросу финансирования.

Предположим, мы уменьшаем классы до 20 или даже 15 человек. Что происходит дальше? Снижается заработная плата учителя, при этом ответственность за качество обучения остается прежней. В результате привлечь новых педагогов на меньшую зарплату становится практически невозможным.

Но проблемы этим не исчерпываются.

Депутаты могут выдвигать сотни и тысячи инициатив, но школы подчиняются не только им. Существует Министерство образования, различные департаменты образования, службы по контролю качества, родители, готовые жаловаться в прокуратуру, и многие другие инстанции.

Школы и учителя перегружены всевозможными проверками и контрольными работами, как внешними, так и внутренними. В итоге классы, которым в текущем году не предстоит сдавать экзамены, вынуждены усиленно готовиться к определенным форматам работы по конкретным предметам, которые могут быть выбраны случайным образом. И в случае неудовлетворительных результатов (независимо от причин) «прилетит» и школе, и, в особенности, учителю.

В Москве подобный контроль осуществляет МЦКО (Московский центр качества образования) со своими диагностиками. В таких условиях сложно представить себе спокойный урок, на котором дети учатся красиво говорить. Ведь за это их никто не похвалит — куда важнее уметь работать с текстами, выбирать правильные ответы, расставлять слова по колонкам, решать формулы или давать четкий ответ на четко поставленный вопрос в письменной форме, ведь именно это хотят в рамках диагностик и большинства экзаменов.

А что подразумевает устный ответ в школе? Стандартный урок длится 45 минут и включает в себя множество обязательных элементов: приветствие, проверка домашнего задания, изучение нового материала, работа с различными задачами. Время крайне ограничено, и программа четко регламентирована. Отставание от программы чревато жалобами и неприятностями. В классе, в лучшем случае, 20 учеников, каждый из которых уникален и обладает своим уровнем развития речевых навыков.

Один ученик уже умеет свободно и грамотно излагать свои мысли, другому еще предстоит раскрыться. А разный темп развития требует разных форм работы. Что делать ученику, который уже овладел искусством речи, пока другой только открывает для себя новые горизонты?

Здесь мы сталкиваемся с необходимостью разработки специальной программы обучения устной речи.

Но главный вопрос, который задает депутат, звучит весьма абстрактно. Если верить статье, цитирующей его слова, он сетует на то, что абитуриенты «разучились формулировать свои мысли красивым, грамотным, интересным русским языком».

Следовательно, необходимо разработать четкие критерии «красивого, грамотного, интересного» говорения и, соответственно, систему оценки этих качеств. Что значит «говорить красиво и грамотно»? Это означает правильно произносить слова, четко отвечать на вопросы или расплываться в пространных рассуждениях?

И чем письменный ответ, где каждая мысль зафиксирована на бумаге, хуже устного, где проверяющий может отвлечься и не воспринять часть информации? Да и где критерии «красивости» языка?

А если говорить о любой инициативе, связанной с ЕГЭ, то в случае ее реализации будут разработаны четкие критерии оценивания и шаблон, на который будет ориентироваться проверяющий. Учителя же, в свою очередь, будут «натаскивать» учеников на этот шаблон, поскольку он является главным условием получения высоких баллов на экзамене. Я говорю это как человек, который готовит к этим экзаменам и работает с коллегами, занимающимися тем же самым.

По сути, предложение депутата Чернышова — это инициатива ради инициативы, попытка создать видимость бурной деятельности, поднять шум в СМИ и заработать политические очки.

Напомню, речь идет об инициативе ввести устную часть в ЕГЭ по гуманитарным предметам. Идея, как мы видим, не нова.

Краткая хронология вопроса:

  • 2014 год: Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов предлагает ввести устную часть не только по иностранному языку, но и по русскому. Цель — «чтобы люди учились не только писать, но и говорить».
  • 2020 год: Депутат от КПРФ Олег Смолин выступает с инициативой ввести устную часть в ЕГЭ по гуманитарным наукам.
  • 2021 год: Олег Смолин, уже в должности первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке, предлагает заменить ЕГЭ по гуманитарным предметам на устный экзамен. Его поддерживает депутат Государственной Думы Михаил Берулава, подчеркивая, что для проверки знаний по таким предметам, как литература, иностранный язык, история, необходимо личное общение с экзаменуемым.
  • 2022 год: Олег Смолин вновь возвращается к вопросу о необходимости введения устной части в ЕГЭ по гуманитарным предметам.
  • 2024 год: Директор ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) Оксана Решетникова заявляет о возможности появления устной части в ЕГЭ по литературе, однако отмечает, что для этого потребуется более двух лет.

И это только беглый просмотр упоминаний идеи в СМИ...

Как видно, вопрос обсуждается уже не первый год, но дальше разговоров дело пока не продвинулось. Устная часть на данный момент существует только в ЕГЭ по иностранным языкам.

Возникает закономерный вопрос: действительно ли проблема настолько серьезна, что требует столь радикальных мер? Неужели современная молодежь действительно разучилась говорить?

В этом вопросе я склонен согласиться с деканом филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Владимиром Ильичом Карасиком, который в совместном эфире с Борисом Чернышовым выразил несогласие с утверждением о том, что молодые люди сегодня плохо говорят.

Я позволю себе немного порассуждать на этот счёт.

Во-первых, как уже отмечалось, до сих пор не сформированы четкие критерии «хорошего» говорения. Кому-то нравится витиеватая речь, полная метафор и отступлений, а кто-то предпочитает четкость, ясность и конкретность. Существуют разные стили речи, и оценивать их с единой позиции некорректно.

Во-вторых, широкое распространение социальных сетей и видеоконтента вывело на передний план людей, не всегда обладающих высоким уровнем ораторского мастерства. Кто-то говорит просто неграмотно, вызывая отторжение, а кто-то, пусть и не цитирует Пушкина, но правильно ставит ударения, соблюдает нормы языка, говорит пресновато, но вполне достойно.

Такую речь сложно назвать красивой, но ведь мы в повседневной жизни не играем в театре. Современная коммуникация стала более демократичной, и это не всегда означает ухудшение качества речи. Скорее, речь идет о разнообразии стилей и форм общения.

30 сентября 2024 года Владимир Мединский, курирующий в настоящее время вопросы истории, в рамках «Разговоров о важном» заявил перед миллионами школьников: «Хороший выпускник гимназии XIX века знал больше и лучше свои предметы, чем средний выпускник современного гуманитарного вуза», не преминув отметить, что в то время образование было доступно лишь элите.

И порой создается впечатление, что некоторые депутаты, сетующие на то, что молодежь разучилась говорить, идеализируют именно те времена, когда красивой речи учили только избранных, или когда «правильную» речь демонстрировали по телевизору специально обученные люди, заранее отрепетировавшие свои монологи. У остальных просто не было возможности демонстрировать свои ораторские способности широкой публике.

Но те, кто полагает, что введение устного экзамена внезапно научит молодежь красиво говорить, глубоко заблуждаются. Нет никакого секрета в том, откуда берутся навыки хорошей речи. И школьный урок занимает далеко не первое место в процессе формирования речевой культуры. Речь начинается в семье, с родителей, затем к воспитанию речи подключаются друзья, окружение, книги, привычки. И никакой экзамен не сможет в одночасье изменить ситуацию.

Достаточно посмотреть на «сливы» диалогов, чтобы убедиться в том, что даже сами депутаты и их дети не всегда демонстрируют безупречную речь. Формула проста: если вы хотите, чтобы вокруг вас говорили красиво, говорите так сами, учите своих детей, помогайте своим друзьям. И никакие специальные экзамены для этого не нужны.

В контексте обсуждения современной речи нельзя обойти стороной и влияние цифровой коммуникации. С одной стороны, интернет и социальные сети открывают беспрецедентные возможности для общения и обмена информацией, позволяя людям из разных уголков мира взаимодействовать в режиме реального времени. Это способствует расширению словарного запаса, знакомству с новыми культурами и, как следствие, развитию речи. С другой стороны, цифровое общение зачастую характеризуется краткостью, упрощением синтаксиса и использованием сленга.

Эмодзи и мемы заменяют развернутые описания, а скорость набора текста превалирует над грамотностью. Существует опасность, что привычка к такому стилю общения может негативно сказаться на способности грамотно и красиво излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Однако, важно понимать, что цифровая коммуникация — это не только источник проблем, но и мощный инструмент развития. Задача состоит в том, чтобы научиться использовать этот инструмент эффективно, сохраняя при этом уважение к языку и культуре речи. Важно находить баланс между скоростью и удобством цифрового общения и необходимостью развивать навыки грамотной и красивой речи, которые по-прежнему востребованы в самых разных сферах жизни.

Говорите хорошо сами, и будет вам счастье!

Дмитрий Корниенко

Изображения: Freepik

2
0
75


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95