В гостях у звукорежиссера |
26 января |
На среду у меня был запланирован визит в гости к Мише Шабунову - моему знакомому студенту-звукорежиссеру, который сводит нашу последнюю запись. Это его первый опыт сведения, поэтому мне просто необходимо было прийти и проверить процесс. Как оказалось позже, мое присутствие спасло наш диск от почти чудовищной, с музыкальной точки зрения, катастрофы.
Около полудня я уже был у Миши. Выяснилось, что он начал сводить почти все заново, т.к. то, что он делал до этого было "неправильным с самого начала". Но, как он успокоил он меня, теперь он четко знает, что нужно и дела пойдут быстро. Посмотрим…
Вскоре выяснилось, что Мише надо отлучиться на пару часов на работу (вот так договорились посидеть, посводить запись!). Он оставил мне задание по "механической" (то есть не требующей особого творчества) обработке треков, а сам ушел, оставив меня на попечение Тане Фадеевой (моей коллеге по психофизиологическому "цеху"), с которой они вместе живут уже около трех лет. Кстати, именно благодаря Тане, мы с Мишей и познакомились.
Не буду описывать, что я делал с треками, а то еще прочитает наш гитарист - Вадик Сомс - и скажет какую-нибудь гадость. Ведь предыдущую запись сводил именно он, да и эту планировал сам свести, но к середине января я ему рассказал про Мишу, и Вадик, естественно, не стал ничего делать.
Когда Миша вернулся, настало время перекусить. Пока Миша чистил овощи, его гость (т.е. я) занимался тем, что прослушивал одну песню по кругу от начала и до конца и пытался понять, что ж в ней не так. Меня вообще давно настораживал весь концерт, уж больно неровно он звучал на этой записи, но только одна песня выбивалась настолько, что я не мог поверить, что это мы ее так сыграли.
- Миша, ты случайно треки не двигал в АЖС (песня так называется)? (имеется в виду: "Не сдвигал ли записи разных дорожек друг относительно друга по времени?")
- Да, нет… Я все делал, как ты сказал. Разрезал сначала все дорожки на песни, а потом сохранил.
"Странно, - ответил я и продолжил вслушиваться в АЖС". Нет, такого быть не может! Саксофон лажал ужасно - отставал от группы во всех проигрышах. Я, конечно, музыкант не экстракласса, но так коряво я сыграть не мог! Дорожка сдвинута! Оставалось только найти подтверждение моей гипотезе. Игры с кнопками "Mute" и "Solo" ничего не дали, пришлось звать Мишу. И вот, что значит настоящий звукорежиссер, он сразу показал мне, как проверить, не сдвинуты ли треки друг относительно друга. Включается графическое изображение треков, дается крупное увеличение, ищется какое-нибудь громкое событие (например, кто-то наступил на джек и выдрал его из гнезда, так что по всей сцене грохот стоит), если такого события нет, то берется что-нибудь попроще - удар палочек в полной тишине или звук крэш-тарелки. Дальше все просто. Так как микрофоны стоят на таком маленьком расстоянии друг от друга, что скоростью звука можно пренебречь, сопоставляются два изображения трека, на которых найденное событие должно произойти одновременно. Если событие одно и то же, но происходит в разное время, значит треки сдвинуты.
- Ни фига себе…
- Вот это да!!!
Трек саксофона оказался сдвинут на 20 мс. Приличный такой delay (от англ. - "задержка", специальный эффект, создающий ощущение эха).
- Не может быть, я ничего не двигал!
- Давай проверим!
Полезли в исходники. Вот тут уж моему удивлению не было предела. Оказалось, что и на исходной записи мой трек был сдвинут… А это значит, что во всех песнях моя партия будет запаздывать. Проверили, так и есть. Пришлось все двигать вручную. Зато, когда мы все подвинули и послушали, что получилось, радости не было предела. Тот концерт, который мне казался не очень удачным, кривым, нестройным и косым, оказался на самом деле очень даже ничего! Если бы я не пришел, то Миша сам бы вряд ли заметил.
После того, как мы устранили практически "смертельную" ошибку, дышать стало легче, жить стало веселей! Миша начал творческую работу по сведению записи. Выстраивание панорамы, наложение эффектов, исправление ошибок и, самое главное, работа с громкостью звука. Включается виртуальный микшер, и в псевдо-реальном режиме громкость регулируется виртуальными же фейдерами (вообще, это все лучше делать на настоящем микшере, но настоящего не было). В принципе, есть и другие варианты решения проблемы несоответствия громкости разных инструментов в записи, но Миша предпочел этот, а я не стал вмешиваться, т.к. считаю, что вмешиваться в творческий процесс - последнее дело.
Продолжение следует...