Официально формирование школьных классов начинается 1 апреля и заканчивается к началу лета. Тем не менее из года в год в августе у дверей директорских кабинетов собираются вернувшиеся из отпусков родители: «Кто последний записываться в первый класс?» С особенностями выбора мамам и папам будущих первоклашек решили помочь «Известия».
Всех родителей условно можно разделить на несколько категорий. К первой отнесем тех, кто ставит своей целью обойти все школы в округе, увидеть все своими глазами и лично поговорить с учителями и родителями учеников. Мамы и папы из второй категории ищут школу по имени (желательно громкому) самой школы или учителя.
Родители из третьей категории первым делом ведут ребенка к психологу, и только после его советов начинают подбирать школу, учитывая все особенности развития ребенка. Порой их поиски затягиваются надолго. Есть, наконец, группа родителей — назовем их «деловые», — которые совершенно не имеют времени ходить по школам и разбираться в тонкостях учебных программ. Как правило, именно такие родители и говорят в начале лета: «Сначала отпуск, а потом про школу будем думать».
— Бывают и такие, кто только 1 сентября обращаются, мол, до этого некогда было, закрутились с делами, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. — Хотя, конечно, таких экстремалов немного, но в целом август — очень активный «родительский» месяц. Тут надо помнить, что, если в школе, куда хотелось бы отдать ребенка, уже нет мест, надо обратиться в окружное управление образования, где непременно подыщут какой-нибудь вариант, на улице ребенка не оставим.
Не каждому по способностям
Гарантию того, что любой ребенок должен быть принят в школу там, где он в данный момент проживает (с родителями или с бабушкой-дедушкой независимо от прописки), всем маленьким россиянам дает федеральный закон об образовании. Этот же закон делит все школы (а их в стране 58 тысяч) на обычные общеобразовательные, школы с углубленным изучением различных предметов, гимназии, лицеи и центры образования. Порядок перечисления не случаен: от общедоступного — к сложному (с обязательными вступительными экзаменами и родительскими взносами). Кстати, в законе об образовании этот статус «по восходящей» фиксирует очевидную социальную несправедливость: чем «круче» учебное заведение, тем больше оно финансируется из госбюджета. И вопрос о равных правах на образование (это Конституция, если кто забыл) уже много лет остается открытым. Поэтому каждый год 1 апреля в гимназиях, лицеях и центрах образования родительские очереди выстраиваются уже с раннего утра. Через день-другой запись в первый класс прекращается. Мест нет. Надо было раньше беспокоиться.
— Моей дочке только 4 года, но я уже потихоньку собираю информацию о языковых школах, — рассказала «Известиям» москвичка Евгения Зорина. — Школы в нашем микрорайоне меня не устраивают, там низкий уровень образования, соседи, чьи дети учатся там, отзываются нелестно. Мы с мужем решили, что наш ребенок будет учиться в хорошей школе, даже если придется возить его в центр города из нашего Марьина. На будущей год, в апреле, когда в школах проходят дни открытых дверей, придется поездить и посмотреть. А как еще узнать все? Официальных рейтингов школ не существует, вот и приходится все искать самому, через интернет или знакомых.
Как найти «хорошую» школу?
По наблюдениям специалистов, интересы родителей в отношении будущего учебного заведения, как правило, сводятся к одному: «Нужно найти хорошую школу». А какая она — «хорошая школа», не все могут объяснить.
— У некоторых родителей есть четкие ассоциации на свою школу двадцатилетней давности, а также некие обрывочные тезисы о современном образовании, но как это увязывается со школами, мало кто понимает, — объяснила «Известиям» эксперт образовательного бюро «Солинг», специализирующегося на консультационных услугах родителям, Ирина Брюзгина. — Многие, подбирая школу, ориентируются на рейтинги,
Как известно, самые значимые показатели качества образования в той или иной школе — это ее выпускники. Достаточно узнать число поступивших в вузы и сравнить его с общим количеством вчерашних одиннадцатиклассников. А если еще проследить динамику прошлого или поза-прошлого годов, то вопрос, крепкие ли знания дают в этой школе, отпадает сам собой. Еще имеет смысл интересоваться активностью учеников школы на всевозможных предметных олимпиадах (региональных или всероссийских) — много ли занимали призовых мест? Ответы на все эти вопросы дадут возможность определить место школы в рейтинге общепризнанных с официальной точки зрения позиций. Тут важно помнить, что «выстраиванием» школ по статусу и заслугам не занимается ни одно официальное учреждение, включая Минобраз. Конкурсы на звание «Лучшая школа» проводят, но рейтинги не составляют.
— Рейтинги школ составляются во многих странах, нечто подобное до недавнего времени делал и журнал «Карьера», но сейчас эта инициатива сошла на нет, а жаль, — посетовал в разговоре с «Известиями» директор московской гимназии N 45 Михаил Шнейдер. — Родителям нужно давать правильные ориентиры, без них никуда.
Между тем, помимо названного журнала, в помощь родителям книжные прилавки сейчас предлагают массу разнообразных изданий, в каждом из которых свой рейтинг учебных заведений. К примеру, «Лучшие школы Москвы», «Образование и карьера»…
— Нельзя сделать универсальный рейтинг, даже если в этом будет
Лидеры образования по версии Рунета
Высказываниями о достоинствах и недостатках школ богат Рунет. И родители, и сами ученики живо, не скупясь на оценки, обсуждают различные школьные проблемы и составляют свои рейтинги. Больше других преуспели в деле «ранжирования» учебных заведений в Москве два портала: mosparents.ru и 7ya.ru. В списках первого порядка 50 столичных школ различного уровня. По каждой есть подробные характеристики, но ни одного читательского отклика. Первые 10 мест занимают школы с углубленным изучением физики, химии и математики. География лидеров школьного образования в Москве, по версии портала, ограничивается Юго-Западным округом.
В списках последнего значатся десятки сотен школ со всей страны. Каждый из посетителей имеет право внести в рейтинг «свою» школу, выставить оценку по пятибалльной системе и снабдить содержательными комментариями. Зачастую противоречивыми. Вот, к примеру, отзывы о московском центре образования «Царицыно» (N 548): «Несмотря на получение школой громкого титула „Лучшая школа России“, никому не советую отдавать ребенка в началку-548. Очень низкое качество образования…» И тут же: «Интересных предметов уйма,
Лариса Каллиома, Алиса Штыкина
«Известия»