Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В России появился День математика в начале зимы

Новую стратегию преподавания точных и естественных дисциплин в школах запустят летом

День математика появился в календаре официальных праздничных дат. Он будет отмечаться 1 декабря, в день рождения великого русского математика Николая Лобачевского. Внимание к математикам сейчас повышенное, «точное» образование — фундамент IT и ВПК. Поэтому, уже в начале лета правительству предстоит отчитаться о том, какие меры приняты для повышения качества преподавания математики в школе. Также предстоит  увеличить число учителей-математиков, о нехватке которых тоже говорил президент.

Прямое поручение по модернизации преподавания точных и естественно-научных дисциплин в школе Владимир Путин дал еще в марте. Чуть раньше, в феврале, необходимость ликвидировать нехватку учителей математики отдельным пунктом попала в перечень поручений президента. А в Госдуме много ностальгировали о былом научно-техническом потенциале страны. Который достигался именно тем, по мнению депутатов, что за партами сидели сплошь будущие шахматисты и математики.

Так что, под эгидой правительства и президентского совета, теперь предстоит «разработать и утвердить комплексный план мероприятий по повышению качества преподавания математики и естественно-научных предметов в системе общего образования». И представить его да 1 июня (или 1 июля, обновление даты). В частности, появится новый перечень «направлений подготовки и специальностей высшего образования» в педвузах. Для того чтобы попасть на эту программу, абитуриенту надо будет сдать «обязательное вступительное испытание по математике». Это после профильного ЕГЭ.

Кстати, в высшей школе очень похожую программу запустили в прошлом году. И не только по математике — по физике, химии, биологии. А с предложением сделать в России день математика в правительство обратился не кто-нибудь, а ректор МГУ, доктор физико-математических наук Виктор Садовничий. Хотя, справедливости ради, впервые такая идея возникла на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики в 2023 году.

«Новый профессиональный праздник — День математика — будет отмечаться зимой», — разъясняют в правительстве. Распоряжение о праздновании нового профпраздника в день рождения Лобачевского подписал Михаил Мишустин.

- Может быть, в связи с Лобачевским, но ассоциация с параллельными прямыми напрашивается, — говорит методист и преподаватель математики Анастасия Гордеева. — Впечатление, что в одной плоскости находится ВсОШ по математике, Всероссийская олимпиада, победителей и финалистов по которой в прошлом году было больше 200 человек. А в финал вышли почти 500. Там задания высочайшего, экспертного уровня, даже промежуточный этап кандидат наук не может одолеть без подготовки. В каждом регионе у нас еще с доковидных времен реализуются проекты мат- и физмат классов. Московская программа, известная как «вертикал», например, предполагает изучение статистики и теории вероятности до окончания 9 класса.

Нельзя сказать, что отстаем, и на международном уровне. В Японии (Чибо) на олимпиаде школьники из РФ вообще всей командой взяли золото, это своего рода рекорд. Могу напомнить и ситуацию 2021 года, когда олимпиадников по математике и информатике было столько, что ребята заняли все бюджетные места в топовых позициях. И те же думские деятели говорили, что «слишком умных» развелось, стобалльники ни с чем остаются. После этого и было принято решение помещать победителей перечневых олимпиад над конкурсным списком... А в другой плоскости призывы «спасти математику», получается.

«Точное» образование у нас вполне конкурентоспособно. Возможно, оно не столь массово, как в былые времена, о которых тоже вспоминают в Госдуме. Но ЕГЭ по профильной математике в 2023 году сдавали более 280 тысяч человек. Правда, сколько из них завалилось, неизвестно, данные не обнародовали. Статистически, отсев на экзамене обычно составляет 20-25%.

- Если мы посмотрим статистику по годам, заметно, что на профильную математику стали записываться меньше, — говорит эксперт в области ЕГЭ и поступления в вузы Мария Бушуева. — В 2022 на «профиль» по математике записалось 300 тысяч человек, годом раньше — почти 400 тысяч. Но эти цифры, на мой взгляд, не говорят об упадке преподавания. Задания стали сложнее, это многие замечают, вспомним прошлогодний вопрос про финансовые кредиты. И, наверное, школьники научились реальнее оценивать свои силы.

Педагогические вузы тоже стараются, выпуская по 400 тысяч молодых учителей в год. Немалую часть из них составляют дипломированные учителя математики, информатики и ВКТ (и появились программы, где и диплом физика прилагается). Получается, не в подготовке дело — прием в «педы» за два года действительно вырос, лучшие вузы набрали конкурс по 10 и более человек на место. Но, то ли новые кадры еще не подросли и не выпустились из универов, то ли молодые просто не хотят идти в школу.

- В разных странах не стесняются поддерживать учителей-предметников, — продолжает методист Анастасия Гордеева. — В США, Британии, в Финляндии есть отдельные программы социальной помощи и повышения квалификации именно для математиков (в Штатах так и называется, «Математики для Америки»). Там свои премии, гранты, стипендии, курсы и программы обмена. Ближе к нашим реалиям, где математики, в общем, и так довольно преуспевают по сравнению с другими, у них много часов и выше оплата труда, это могла бы быть программа льготной ипотеки. Или аренды, жилищных субсидий, предоставления жилья учителям именно тех дисциплин, которые стратегически необходимы. Чтобы у окончившего педвуз выпускника меньше было соблазна пойти работать в IT- или информационную компанию или на производство.

СТАНИСЛАВА ОДОЕВЦЕВА

Источник

118


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95