В России за первую половину 2024 года произвели почти 13 тысяч лифтов, сообщает Росстат. Это на 109% больше, чем в первое полугодие 2023-го, но меньше, чем нужно, чтобы ввести в график замену лифтов, требующих ремонта. Обновление «вертикального транспорта» в жилых домах тормозится еще и по финансовым причинам: региональные фонды капремонта не тянут график обновления из-за возросших расходов.
И хотя планируется замену лифтов сделать наиболее приоритетным видом капремонта, но при этом по возможности ее оттягивать, смотря по техническому состоянию машин, — факт остается фактом: с лифтами у нас не слишком-то благополучно. Кто виноват? Обстоятельства самого разного характера, «в комплексе». Что делать? А вот это-то и есть самое интересное.
По словам замминистра Минстроя РФ Алексея Ересько, дефицит лифтов по всей России — свыше 78 тысяч из более полумиллиона имеющихся. Очевидно, в большинстве своем речь идет о регионах, где сейчас фонды капремонта еле наскребают на замену, а еще несколько лет назад не было и самих фондов, так что долги накопились за десятилетия.
Что такое старый лифт — пожалуй, никому не нужно объяснять. Фанерные советские стенки, прожженные пластиковые кнопки, дребезжащие дверцы, «екающий» при движении трос — и в такт ему екающие сердца пассажиров.
Для старшего поколения старый лифт — это распашные дверцы, а иногда и декор начала прошлого века (в Петербурге подобные антикварные лифты еще сохранились, в Москве поголовно заменены четверть века назад).
Кнопки могут быть и не оплавленными, а дверцы действовать исправно — и ни одной надписи гвоздем, ни одной прилепленной жвачки: кто не верит, сходите в гости в один из цековских домов советской поры, где до сих пор непростые жильцы и бдительные вахтеры на входе. Но лифт при этом — старый: нормативный срок его работы 25 лет с момента первого запуска. Это означает, кстати, что уже и постсоветские антивандальные "Отисы", которые устанавливали в Москве взамен тех фанерных в девяностые, состарились и с точки зрения нормативов требуют замены.
Итак, есть лифт нормативно старый, выработавший регламентные сроки. И есть лифт неисправный. Это два совершенно разных состояния. Технически можно и лифт XIX века поддерживать в идеальном состоянии — так порой делают в домах-памятниках, и раньше срока ушатать вполне современный по срокам механизм — трагедии в жилых небоскребах не дадут соврать.
Так что одно из предложенных решений — разрешить по итогам техосмотра продлять сроки эксплуатации лифтов — теоретически вполне разумное. Действительно, в обстоятельствах, когда заводы задолжали заказчикам тысячи лифтов по объективным причинам, слишком расточительно списывать механизмы, которые еще способны прослужить долгие годы. Вопрос лишь в том, на что опираться и кому доверять в этой процедуре технического осмотра.
Очевидно, что там, где бюджет дома, управляющей компании, фонда капремонта позволяет заменить лифты, у лифтового оператора будет постоянное искушение списывать их раньше срока, заменяя на новые. И наоборот, там, где денег на замену нет, а отключать лифт вовсе — это публичный скандал, сроки будут продляться до бесконечности... Пока гром не грянет, а трос (не дай бог) не лопнет.
Коротко говоря, регламент с четкими сроками был придуман скорее от бессилия обеспечить объективный и неподкупный контроль за состоянием лифтов. Хотя бы часть несчастных случаев он предотвращает — правда, ценой лишних расходов. Но что делать, если лишних расходов бюджет дома сейчас не может себе позволить?
Лифт — вообще символ богатых времен, он неэкономичен по определению. Если задумываться об экономии на содержании — нужно строить пятиэтажки-хрущевки, в которых лифтов, как известно, нет. Мы же за последние полвека, если говорить о Москве, сделали ставку на благополучие, перестали закладываться на трудные времена. И сейчас думать о такой экономии, увы, поздно: современный жилой дом оснащен множеством лифтов.
И «системные» решения, как это ни грустно, здесь не панацея. Лифты можно и нужно сделать абсолютным приоритетом при капремонте (иначе — смертельный риск!). Приоритетность замены можно и нужно ставить в зависимость от технического состояния конкретного лифта. И деньги, конечно, нужно искать, а производство наращивать.
Но все это не даст абсолютного результата. Исправные и безаварийные (как говорили в советские годы) лифты у нас будут только тогда, когда мы сами будем их беречь (и останавливать хулиганов — обычно это народ невзрослый и довольно пугливый). И только тогда, когда компания по обслуживанию лифтового хозяйства будет работать не номинально, а «всамделишно», и каждый ее работник, осматривающий механизмы, — помнить, что от его тщательности зависят жизни людей.
А каждый пассажир лифта вовремя заметит, что кабина разъехалась с проемом сантиметров на 5-10: это ведь верный признак неисправности. Неравнодушие — в дополнение к правилам и бюджетам — сильная вещь. Да, звучит это очень по-советски — но что делать, если мир так устроен?..
АНТОН РАЗМАХНИН