В последние годы в зарубежной психологии большое развитие получили исследования факторов, определяющие аттракцию человека — его способность нравиться другим людям, «Крестным отцом» данного направления, безусловно, является Дейл Карнеги, работы которого известны многим читателям. С тех пор психология аттракции сделала большой шаг вперед, и в настоящей статье мы познакомим читателя с некоторыми ее достижениями. Знание подобных закономерностей позволит вам улучшить свой имидж как в ситуациях делового общения, так и в личной жизни.
Итак, какие факторы определяют вашу психологическую привлекательность?
«Романтические» обстоятельства знакомства и общения. Стандартная официальная или просто будничная обстановка не способствует созданию эмоциональных контактов. Это лучше делать «на природе», в ресторане и т. д. Разумеется, подобная рекомендация не дает вам стопроцентной гарантии успеха, но существенно повышает ваши шансы (если только партнер не является противником тех иных развлечений).
Способность к самораскрытию. Каждый из вас может вспомнить случаи задушевного разговора с соседом в поезде и то, как повышалась аттракция друг к другу. Важное «но»: в самораскрытии также нужно соблюдать меру и такт, не выворачивать наизнанку свое «грязное белье», иначе ваша привлекательность может перейти в свою противоположность.
Удачливость. Ваше умение без видимых усилий «двигаться вверх» также повысит симпатии к вам. Дело в том, что многим людям свойственна так называемая «вера в справедливый мир». Ход их рассуждений примерно следующий: если человек так быстро прогрессирует, значит он обладает
Исходный статус (авторитет), которым вы обладали ранее. Если он высок, то у вас появляются дополнительные «степени свободы» в поведении. Как показали психологические эксперименты, когда человек с изначальным высоким статусом совершает мелкую оплошность (например, случайно проливает кофе на свой костюм), то он как бы становится ближе и понятней простым смертным, и аттракция к нему увеличивается еще больше. Если же подобную оплошность совершает человек с исходно низким статусом, то результат будет плачевным. Так что каждый из нас, находясь в обществе, имеет разное право на ошибку.
Большую аттракцию может испытывать тот, кто делает отдолжение. Сознавая некоторую проблематичность данного принципа в наших условиях нехватки всего и вся, хочется все же дать читателю маленькую практическую рекомендацию. Если вы хотите улучшить отношения с определенным человеком, сделайте так, чтобы он оказал (или думал, что оказал) для вас ту или иную услугу, а потом долго его благодарите. При этом услуга вам может быть абсолютно не нужна; главное — наладить отношения.
Местоположение. В многоквартирных домах большую аттракцию обычно имеют жильцы квартир, расположенных возле лифтов, почтовых ящиков — мест, через которые проходит большее количество народа. Жильцы удаленных от посторонних глаз квартир и домов вызывают, как правило, меньшую симпатию.
Интенсивность общения. При прочих равных условиях более интенсивное общение ведет к росту аттракции. Если вы очень разговорчивы, то это скорее плюс чем минус. Почему «скорее»? Оказывается, если вы, что называется, любите пообщаться, то со стороны окружающих вы получаете две противоположные тенденции: рост симпатии и рост враждебности. Но тенденция роста симпатии действует сильнее, чем тенденция роста враждебности, поэтому ваши шансы растут.
Выявленные закономерности не должны использоваться изолированно, без учета реальной ситуации общения. В этом смысле большое значение современные зарубежные психологи придают правильному использованию языковых средств в тех или иных ситуациях.
Леонид Левит, кандидат психологических наук, доцент.