30 января на 85-м году жизни от последствий коронавируса скончался знаменитый советский и российский сценарист и режиссер Виктор Мережко. В силу коронавируса он не особо верил, делал даже какие-то заявления на этот счет. Когда мы встречались в разгар эпидемии в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года, Виктор Иванович уверенно сказал, что любую хворь можно победить проверенными народными средствами.
Режиссер попал в больницу с сильнейшим поражением легких, госпитализироваться он отказывался до тех пор, пока сын не настоял на необходимости сделать КТ. Состояние Мережко удалось стабилизировать, однако начались проблемы с ногой, сделали операцию, после которой наступило ухудшение.
Виктор Мережко написал немало прекрасных сценариев. Он был асом своего дела. Достаточно иметь в фильмографии «Родню» Никиты Михалкова, «Трясину» Григория Чухрая и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, чтобы войти в историю отечественного кино. Но у Виктора Мережко много и других достойных картин: «Одинокая женщина желает познакомиться» Вячеслава Криштофовича, «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина, «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова. До последних дней он продолжал работать в кино, на сериалах и не только как сценарист, но и режиссер. Наиболее известная из его картин – многосерийная «Сонька Золотая Ручка» и ее продолжение.
В какой-то момент, года три назад, Виктор Иванович переехал в Петербург поближе к сыну и внукам. Вместе их можно было видеть на самых разных мероприятиях. Его сын Иван – художник, работает в Петербурге. А дочка Мария живет в Москве.
Переезду Виктор Иванович очень радовался. Он еще больше полюбил Петербург, стихийные прогулки без определенной цели, обращал внимание на архитектурные изыски, любовался прелестью пейзажа, окружающей красотой и рассказывал об этом постоянно. Мережко был жизнелюбивым и доброжелательным человеком, умел ценить каждое мгновение. В Петербурге он жил активной жизнью и, в общем, себя не берег. Многие артисты заболели после общения со зрителями, которые налетают, обнимают, фотографируются. А он общался с людьми постоянно.
Часто шлейф прохожих, почитателей таланта сопровождал его появление в публичных местах. Многие помнят Мережко еще и как популярного телеведущего, знают как актера, поскольку он иногда играл небольшие роли в кино.
Мимо Виктора Ивановича сложно было пройти и не приостановиться. Он был такой заметный, так ярко одевался, носил красные, зеленые, белые костюмы. Редко кто так одет в его возрасте. Но это вполне соответствовало его внутреннему состоянию. Девушки иногда теряли дар речи при его появлении. Он им казался небожителем. А Мережко никого не отталкивал, не был высокомерным и напыщенным, обязательно отпускал какую-то шутку, фотографировался, позволял себе легкий флирт. Надо сказать, что Виктор Иванович чувствовал женскую душу, и это видно по его героиням. Актрисы благодарны ему за подаренные роли.
Виктор Иванович родился 28 июля 1937 года в Ростовской области в небольшом хуторе, а потом жил в украинском селе с родителями. Его отец работал в молочной промышленности, дед был кузнецом. А поступать Мережко поехал во Львов на технологический факультет Полиграфического института и только потом отправился в Москву на сценарный факультет ВГИКа. Он был еще второкурсником, а по его сценарию снималась короткометражка «Зареченские женихи».
В полнометражном кино он дебютировал в 1971 году фильмом «Тигры на льду» Валентина Козачкова и Альберта Осипова. Мережко всю свою жизнь очень интенсивно работал, как-то легко. По его сценариям снято больше 50 фильмов и сериалов, а что-то так и осталось на письменном столе. Работал он и в анимации, писал пьесы. «Женский стол в охотничьем зале» и «Я – женщина» шли в театрах по всей стране.
14 лет Виктор Мережко был президентом Национальной киноакадемии, выходил на сцену вручать премию «Ника», у истоков которой стоял. С его именем связан и фестиваль фильмов стран СНГ и Балтии «Киношок», в жизнь которого он многое вкладывал, был там душой компании. Его можно было встретить на пляже, запросто подойти, поговорить о чем-то необязательном и серьезном.
Виктор Мережко стал вдовцом в 56 лет. После того как умерла его жена Тамара, он, как говорят его друзья, дал обещание дочери Марии и сыну Ивану больше не жениться.
В декабре 2020 года на фестивале «Виват кино России!» Виктору Мережко вручили приз за вклад в отечественный кинематограф, и он радовался этому как ребенок. А в августе минувшего года на фестивале «Окно в Европу» в Выборге Виктор Иванович давал мастер-класс. Так это называлось, но вылилось в разговор о времени и о себе, о том, как причудливо складывалась жизнь в кино, воспоминания об ушедших товарищах. Для многих это была последняя с ним встреча.
Актер и режиссер Сергей Никоненко вспоминает о Викторе Мережко, с которым не раз работал на съемочной площадке.
– Да… Жалко Виктора Ивановича. Это один из самых талантливых наших драматургов, прекрасный сценарист. Его пьесы шли в театрах. По его сценариям снято множество фильмов. Это серьезная утрата. Большая потеря. Соболезную их детям – и у того, и другого остались дочь и сын. Помню, как хорошо работалось с ним на картине «Трын-Трава», он написал замечательный сценарий.
– Многие фильмы меняются в процессе съемок – отходят от первоначального сценария. Фильм «Трын-Трава», где вы выступили как режиссер и играли в главной роли, как-то трансформировался на площадке?
– Нет. Витя он был очень убедителен, когда доказывал, что тот или иной эпизод должен остаться, хотя иногда он шел на встречу и кое-что менял в сценарии. Но незначительно. Прошло-то столько лет – чуть ли не полвека (премьера фильма «Трын-Трава» состоялась в 1976 году – М.М.). Женщина и ее духовная жизнь – про это фильм «Трын-Трава». Я еще снимался у него в «Холостяках» и в главной роли в фильме с Машей Мережко «Если можешь, прости». В этой картине мою жену играла Люба Полищук, с нами снимался и Олег Табаков. Замечательный был состав. А у меня там монороль. Витя написал для этого фильма очень крепкий сценарий.
– Когда вы общались последний раз?
– Встречались года два назад. А с Куравлевым не виделся лет пять. И дело тут даже не в пандемии. Виктору Ивановичу и Леониду Вячеславовичу по 85 лет – преклонный возраст. Врачи сейчас все на пандемию валят, но годы делают свое дело… Очень жаль обоих…
Светлана Хохрякова Мария Москвичева