Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«ВКонтакте» нашли золотые прииски

В экономике появился новый термин apponomics (от англ. apps — приложения). Он хорошо знаком молодым разработчикам, которые в этом году сформировали рынок сервисов для социальных сетей в России.

Начинающие разработчики, полгода назад из любопытства потратившие пару недель на изучение программы Flash и создание простого приложения для «ВКонтакте», сейчас зарабатывают десятки и сотни тысяч рублей только на внутренней рекламе.

Так, Юра Безнос запустил на основе Google API электронный словарь, а Максим Матвеев и Евгений Смирнов написали музыкальный плеер, который теперь конкурирует за русскоязычных пользователей с сайтом last.fm. Возможно, молодые разработчики еще не понимают, как масштабировать свой бизнес, но чувствуют, что участвовали в формировании огромного рынка, стали пионерами.

Создание платформы

Игровая лихорадка «ВКонтакте» (аудитория — 50 млн пользователей) грянула после того, как создатель сети Павел Дуров выстроил платформу, позволяющую зарабатывать всем желающим (см. «ДП» № 185/2009, www.dpgazeta.ru). Платформа позволила выстроить отношения по принципу взаимовыгодного обмена: сеть получает качественный контент — интересные игры и полезные сервисы, которые удерживают пользователей сайта, а разработчик или инвестор — около половины заработанных приложениями денег. Расчеты производятся с помощью внутренней валюты — голосов пользователей «ВКонтакте».

Стоимость одного голоса составляет от 7 до 10 рублей (в зависимости от способа оплаты). Владельцам приложений руководство сети предоставило возможность обменивать голоса на живые деньги. За один голос социальная сеть заплатит 3,2 рубля. Это и есть чистая прибыль. Чем больше голосов заплатят пользователи, тем больше денег получит автор приложения.

Сейчас на площадке социальной сети действует около 1 тыс. приложений. Самые популярные из них — игры «Счастливый фермер», «Ресторатор», «Покер Shark» обладают миллионной аудиторией и зарабатывают сотни тысяч долларов в месяц. Рентабельность этого бизнеса превышает 1000%.

Переворот сознания

Удивительно, но монстры интернет—индустрии только к концу года поняли, что, пока они пережидали кризис, на рынке произошли революционные изменения. Новость о том, что крупные приложения на пиковой посещаемости зарабатывают до $ 15 тыс. в день, пробудила в них острое желание что—то сделать для этого рынка.

Первой отреагировала компания Mail.ru, владелец социальной сети «Мой мир» (аудитория — 30 млн пользователей). В ноябре она анонсировала свою платформу для разработчиков и новую модель монетизации. Сеть не будет забирать половину доходов приложений. Вместо этого руководство портала решило последовать примеру крупнейшей западной социальной сети Facebook и сформировать венчурный фонд, чтобы самостоятельно инвестировать в приложения.

Чуть раньше о своих намерениях вложить $ 300 тыс. в приложения заявил фонд бизнес—ангелов AddVenture. «Мы изменили стратегию и теперь вкладываем только в приложения. На этом рынке пока достаточно низкий порог входа. Суммы в $ 10—15 тыс. хватит для создания приличного продукта», — утверждает Елена Масолова, директор по инвестициям фонда AddVenture. По ее данным, команда разработчиков (от пяти человек), имеющая в запасе несколько приложений с аудиторией от 100 тыс. пользователей, может спокойно зарабатывать $ 20—30 тыс в месяц. Это значит, что каждый вложенный рубль принесет фонду еще десять.

В декабре о своем желании заработать на играх для социальных сетей заявил Никита Шерман, в прошлом руководивший сайтами «Одноклассники.ru» и «Мамба». Под идею создавать приложения для «ВКонтакте» и «Моего мира» он привлек $ 4 млн от европейского фонда, название которого пока не разглашается.

Бизнес в социальных сетях Шерман сравнивает с Интернетом в начале 1990—х гг.: «Можно воткнуть палку и получить цветущее дерево. Возможностей море». Полученные от инвесторов миллионы он намерен потратить в течение 2010 года. Значительная часть этих денег уйдет на работу с петербургскими командами разработчиков. Для того чтобы познакомиться с ними лично, бывший руководитель «Одноклассников», а сейчас основатель компании «Дримми» приехал в Петербург на круглый стол, организованный бизнес—инкубатором «Ингрия» и газетой «Деловой Петербург».

Он рассказал молодым программистам, какие модели монетизации считает беспроигрышными. «Мне нравится идея игр, рассчитанных на массовую аудиторию. Там можно собрать миллион пользователей и получить с каждого по доллару или по десять центов», — говорил предприниматель, известный тем, что ввел платную регистрацию на сайте «Одноклассники».

Ответный ход

Независимые разработчики спокойно отнеслись к заявлениям инвесторов. Они уверены, что «ВКонтакте» останется место для программистов—одиночек, которые смогут делать деньги почти «из воздуха». «Всегда можно написать приложение без лишних вложений и получать каждый месяц прибыль — несколько тысяч или десятков тысяч рублей. Студии и инвестиционные фонды, конечно, могут претендовать на куда большие доходы, но у них и риски больше. Они могут инвестировать в разработку до $ 50 тыс., а на выходе получить копейки. Все—таки этот рынок весьма непредсказуемый...» — говорит разработчик Алексей Лавров.

У программистов—новичков осталась последняя возможность запрыгнуть в поезд, который уже набрал половину скорости. Пришло время действовать, потому что уже завтра ситуация на рынке приложений может измениться.

1000% составляет рентабельность популярных приложений, работающих в социальной сети «ВКонтакте».

Источник: данные компаний

Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты

Петрова Эльнара

766


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95