Владимир Спиваков — не только скрипач и дирижер, но создатель оркестра «Виртуозы Москвы» и Национального филармонического оркестра России, Президент Московского международного дома музыки, основатель Международного благотворительного фонда, поддерживающего одаренных детей.
Еще ребенком В. Спиваков начал учиться игре на скрипке. Правда, в детстве он мечтал быть военно-морским инженером, потому что нравилось море. И еще хорошо рисовал. Страсть к живописи во взрослом возрасте отчасти реализовалась в коллекционировании картин...
Помимо музыкальной школы дома с Володей занимался отец: мальчик играл пассаж — Спиваков-старший вынимал спичку из коробка и оставлял на столе, Володя повторял пассаж — отец доставал другую. Потом коробок надо было таким же образом заполнить в обратном порядке. Чтобы чего-то добиться, надо быть трудолюбивым.
А еще нужно уметь постоять за себя. Во время учебы Володи в ленинградской школе мальчишек постоянно били собиравшиеся на углу дома хулиганы. Они ломали и скрипки. Однажды Володе все надоело, и он записался в секцию бокса. Через несколько месяцев опять столкнулся со шпаной. Осторожно отложил скрипку в сторону и первый раз в жизни ответил, как надо. Больше к нему не подходили.
Первую премию на конкурсе скрипачей Спиваков получил в 13 лет. Потом были премии на многих конкурсах, в том числе — на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Сегодня В. Спиваков — сам член жюри скрипичных конкурсов, проводит мастер-классы за рубежом.
Что касается дирижирования, музыкант учился этому не только в России, но и в США у Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна, который даже подарил В. Спивакову свою дирижерскую палочку. В качестве дирижера Владимир Теодорович дебютировал с Чикагским филармоническим оркестром. Потом создал Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы». За исполнение итальянской музыки коллектив наградили «Премией Вивальди».
В 1999 году В. Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером Российского национального оркестра. Публику поражали оригинальные интерпретации уже известного репертуара оркестра, а также исполнение новых произведений.
Как говорит сам Спиваков, любой оркестр — живой организм. С каждым дирижером коллектив играет по-разному. Музыканты через несколько тактов чувствуют, профессионал ли перед ними. Звук оркестра зависит от рук дирижера. Его жесты — продолжение мысли. Руки передают идеи. Иногда можно минимальными движениями добиться хорошего звучания оркестра.
Дирижер, безусловно, должен быть лидером. Но при этом нужно уметь создать комфортную творческую обстановку, чтобы музыканты раскрыли свои таланты на сто процентов. На репетициях В. Спиваков обычно рассказывает оркестрантам о содержании сочинения, ставит определенную исполнительскую задачу. В работе над произведением не забывает перечитывать письма композитора, мемуары современников автора.
У Владимира Теодоровича сейчас — два оркестра, Дом музыки и фонд. Каждый день — по две репетиции. После — совещания и встречи. Свободного времени практически нет. Есть только сорок пять минут на чтение перед сном. Иногда удается сходить в театр, на выставку, встретиться с друзьями.
Оказывается, можно себя заставить творить по расписанию. Это профессионализм. Вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит огромный труд. В самолетах дирижер никогда не спит. Он любит работать с партитурой высоко над землей. Напоминает, что, по мнению П.И. Чайковского, вдохновение не приходит к ленивым.
Музыкант не ощущает усталости, когда прикасается к музыке. В. Спиваков — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии критики Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства», кавалер различных орденов, награжден зарубежными государственными наградами. Интересно, что одна из малых планет названа «Спиваков».
В исполнении Владимира Спивакова, Национального филармонического оркестра России и солиста Филиппа Копачевского прозвучал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ф. Шопена. Не смотря на молодость, Копачевский — лауреат многих международных конкурсов, с успехом выступает в России и за рубежом — с Английским камерным оркестром, Государственным симфоническим оркестром, симфоническим оркестром театра «Новая опера», Российским национальным оркестром, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Коганa, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета...
Филипп играет абсолютно по-взрослому. Виртуозность его исполнения сочетается с безусловной душевностью, явным и глубоким пониманием замысла композитора. Сегодня Филипп учится в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в классе профессора С. Доренского и работает в Московской государственной академической филармонии.
Чтобы понять произведение, надо знать композитора, попытаться осмыслить эпоху, в которой он жил, почувствовать, что переживал, когда создавал музыку. Фредерик Шопен родился в Польше. Композитор и пианист-виртуоз XIX века, он сочинял в основном для фортепиано. Обывателям обычно Шопен известен как создатель «Собачьего вальса» и знаменитого траурного похоронного марша.
Но, конечно, его жизнь — отдельная судьба, наполненная впечатлениями, чувствами, событиями. Однажды он выступал перед российским императором Александром I и после концерта получил бриллиантовый перстень. Маленький Шопен, садясь за фортепьяно, гасил свечи и играл в полной темноте. Его детские пальцы могли брать не все аккорды. Чтобы растянуть пальцы, мальчик придумал специальное приспособление, причинявшее боль. Несмотря на это пианист носил его постоянно, даже ночью. Иногда юный Шопен вскакивал посреди ночи и брал на фортепиано несколько аккордов. Прислуга думала, что он сошел с ума.
По воспоминаниям Ференца Листа, голубые глаза Шопена оличались задумчивостью. Манеры его были изысканны. В гармонии композитор-романтик Ф. Шопен предвосхитил открытия Ф. Листа, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Скрябина. Лучшими в творчестве композитора считаются этюды и вальсы, являющиеся лирическим дневником гения. Он обогатил фортепианную фактуру, создал новые жанры — мазурку, полонез, краковяк, скерцо и балладу.
Когда повзрослевший Шопен приехал в Париж, сердце его было взято в плен писательницей Жорж Санд (в миру — Аврора Дюпен, баронесса Дюдеван). Шопен говорил, что ее лицо ему совсем не понравилось. Однако он был с ней почти десять лет. Шопена считали ее жертвой. Но без этой любви не было бы музыкальных шедевров Шопена и литературных опусов Санд.
В хозяйку парижского светского салона Мари д%u2019Агу был влюблен композитор Ференц Лист. Жорж Санд завидовала ей. И решила тоже обзавестись знаменитым любовником. Шопен приехал в Париж как раз вовремя. Дамы начали дуэль, оружием в которой были два гения. Но Жорж Санд не повезло. Ее гений страдал чахоткой. Однако Аврору не волновало здоровье Шопена. Когда Лист дал триумфальный концерт в зале Парижской консерватории, Санд устроила камерное выступление Шопена в концертном зале «Плейель». Несмотря на усилившуюся болезнь, Шопен выступил великолепно. Генрих Гейне назвал его «Рафаэлем фортепьяно».
Таков был взрослый, овеянный эмоциями грусти и счастья Шопен. Им восхищались Лист, Шуман, Мендельсон, Мейербер, Берлиоз, поэт Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа. Он дружил с В. Беллини...
А в юности, в 1829 году, после окончания консерватории Шопен поехал в Берлин, Дрезден, Прагу на концерты выдающихся музыкантов. Это способствовало развитию гения. В этом же году началась артистическая деятельность Шопена. Именно тогда и был создан Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми-минор — вершина его раннего периода.
Как слушатель воспринимает музыку? Видит ли он цвет? Когда звучит мелодия, представляет ли публика себе какие-то образы, картины? Филипп Копачевский играл великолепно. Прозрачные и темные звуки рождались от прикосновения к клавишам и летели в зрительный зал. Шопен — это техника и чувства, что в полной мере было передано молодым пианистом.
Оркестр прекрасно дополнял соло, давая возможность показать лучшее, на что способен музыкант. В таком ансамбле мастерство опытнейшего В. Спивакова проявилось ясно и мудро. Знакомая тема произведения окончательно расположила публику к музыкантам.
Затем стремительно, изящно, легко, очаровательно в исполнении оркестра под управлением маэстро прозвучала Симфония № 4 (Итальянская) ля-мажор Ф. Мендельсона. Феликс Мендельсон Бартольди — немецкий композитор первой половины XIX века. Он был также пианистом, дирижером, музыкально-общественным деятелем. На творческие взгляды Мендельсона повлияло его общение с Г. Гейне, Э. Гофманом, К. Вебером, Н. Паганини, И. Гете. Мендельсон дружил с Листом, Шопеном, руководил музыкальными фестивалями, был дирижером и руководителем оркестра Гевандхауза в Лейпциге. По его инициативе была открыта Лейпцигская консерватория.
Автор свадебного марша и знаменитых «Песен без слов» родился в семье банкира. Дед композитора — основатель движения еврейского Просвещения философ Мозес (Моисей) Мендельсон. Феликс учился в Берлинском университете. В 1829 году он едет в турне по Шотландии и возвращается в Берлин европейской знаменитостью. В
Оркестр под управлением Владимира Спивакова чрезвычайно тонко передал классическую вязь кружев музыки Мендельсона. Именно маэстро умеет точно подметить все нюансы музыкальной атмосферы прошлого и, «не вдаваясь» в стилизацию, передать звучанием и эмоциями русского оркестра сочинение немецкого композитора об Италии.
В. Спиваков в этом концерте решил охватить несколько эпох, стилей и культур. На бис прозвучали Вальс из балета П. Чайковского «Спящая красавица», «Неаполитанский танец» П. Чайковского, Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского.
Присутствовавший в зале Виктор Садовничий в финале поднялся на сцену и обратился к В. Спивакову:
— Дорогой Владимир Теодорович, многие спрашивают, почему все происходит так гармонично, когда вы приходите в этот зал? Мне кажется, ответ в том, что здесь — необыкновенное слияние всего настоящего: музыки, науки, душевных переживаний. Люди МГУ уже не мыслят месяц или два без вашего концерта. Мы вас любим и необычайно уважаем. Хочется сделать что-то такое, чтобы вас тоже тянуло в университет, чтобы вы все время сюда приходили. (Зал улыбается).
Мы пошли на такую уловку, — продолжил ректор. — Наш фотограф попытался поймать момент, когда Владимир Спиваков в этом зале дирижирует оркестром. Поверьте мне те, кто сейчас ближе к сцене, и те, кто дальше, — фото заслуживает того, чтобы сказать: «Это настоящий маэстро!». Здесь полет и экспрессия. И столько эмоций, что уже эта картина многим заменит целый концерт! (Аплодисменты).
Владимир Теодорович не мог не произнести ответных слов:
— Дорогие друзья, мы счастливы всегда играть в этом зале перед такой замечательной публикой! Я вас хочу поблагодарить за такую тишину. Аплодисменты — замечательно, конечно. Но, когда тишина, — это прекрасно. Потому что Господь говорит свои слова в тишине. Спасибо вам! А напоследок — «Лезгинка» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна! — улыбаясь, закончил В. Спиваков.
В финале бурный, неровный и прекрасный, как движение восточной красавицы, танец заполнил пространство Актового зала МГУ. Зрители тут же почувствовали дерзкий заводной ритм. И как только прозвучала последняя нота, вскочили и взорвались аплодисментами, крича «браво»!
Александра РАКОВА