Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Внутренний фильтр ощутимой выгоды

Как вам навязывают оценки и ощущения

Звонил в поддержку сотового оператора. Там решили мой вопрос, а под конец спросили:

— Не хотите ли вы перейти на новый выгодный тариф? Смотрите, очень выгодно…⁠— и девушка из колл⁠-⁠центра стала рассказывать условия. Она ещё раз двадцать повторила слово «выгодно», а я тем временем посчитал в уме и перебил:

— Позвольте, но чем же это выгодно? Если я перейду на этот тариф, то буду платить в полтора раза больше за тот же объём услуг, которым пользуюсь сейчас.

Девушка осеклась.

— Ну нет же,⁠— продолжила она через пару секунд,⁠— это выгодно, потому что…

И она по второму кругу начала перечислять условия тарифа. Выгоды не прибавилось. Я снова вмешался в её монолог:

— Извините, но вы уже тридцать семь раз сказали «выгодно» при том, что мне это предложение вовсе не выгодно, и я даже объяснил, почему. Зачем же вы упорствуете?

По глубокому вдоху на той стороне трубки я заподозрил, что девушка собирается воспроизвести свою звуковую дорожку ещё раз, поэтому поспешил закончить разговор.

Не только в рекламе приходится слышать, что нечто «выгодно», «удобно», «комфортно», «приятно» и так далее — при том, что лично вам это никак невыгодно и совершенно неприятно. Такими «волшебными словами» вам пытаются внушить определённую персональную оценку («выгодно») или вообще субъективные ощущения («удобно»).

«Поздравляем с удачной покупкой!» — но с чего вы взяли, что для меня эта покупка окажется удачной? «Скачайте полезное приложение» — а что если в моём случае оно будет бесполезным или даже вредным? «Подпишитесь на интересный канал» — но я не вижу в нём ничего интересного. «В программе смешные клоуны и леденящие душу спецэффекты» — а если мне не было ни смешно, ни страшно, я могу потребовать свои деньги назад?


Alamy Stock Photos. Взято из журнала «NatGeo»

Про тот телефонный разговор я рассказал приятелю, который работает в рекламном бизнесе.

— Девушка всё сделала правильно,⁠— заключил он.⁠— Просто ты оказался чересчур замороченным, а 99 % клиентов на всё это ведутся.

— Да, но меня беспокоит не этическая, а логическая неувязка,⁠— не унимался я.⁠— Ведь та девушка заранее не знает и не может знать, будет ли новый тариф выгоднее для собеседника. Почему же она уверенно утверждает, что он выгоднее?

— Вот ты педант,⁠— упрекнул приятель.⁠— Если бы реклама сверялась с логикой, она была бы убыточной. Большинство людей вообще не анализируют, что им впаривают. Им сказали «выгодно» — значит, выгодно. Особенно если это слово почаще повторять.

— Но ведь не тридцать семь раз в минуту…

— Это тебе ещё повезло,⁠— улыбнулся приятель.⁠— У меня тут сейчас в работе текстовка для рекламы на радио: надо не меньше пяти раз упомянуть слова «успех», «успешный» и однокоренные, не меньше семи раз — название фирмы и раз десять — продвигаемый продукт. И ролик на пятнадцать секунд.

— А ты точно не преувеличиваешь? — усомнился я.

— А в рекламе всё преувеличивают, иначе она не работает. Вообще, знаешь,⁠— оживился он,⁠— большинство людей сами хотят, чтобы им рассказывали, как они к чему относятся. Они ведь сами понятия не имеют, что им интересно, что полезно, что удобно. Они ждут, пока кто⁠-⁠то скажет: «Вот это вам интересно, вот это — полезно, тут — смеяться, тут — благоговеть». Это же гораздо проще, чем формировать собственные оценки и испытывать собственные ощущения.

…Возможно, и правда бывают такие люди, каких описывал мой рекламный приятель. Составляют ли они большинство — не мне судить. Однако мне милее самому быть хозяином своей картины мира. У меня срабатывает внутренний фильтр каждый раз, когда в рекламе или где⁠-⁠то ещё встречаются слова вроде «выгодно», «привлекательно», «быстро», «легко», «удобно», «мало», «много», «эффективно», «ощутимо» и тому подобные. Если хотите мне что⁠-⁠то предложить — объясните суть, а я уж сам решу, выгодно мне это или нет. Не обещайте «ощутимый эффект»; лучше скажите, в чём конкретно он заключается, а «ощутимо» ли это — позвольте ощутить мне самому.

Если же вы собираетесь решать за меня, что мне думать и чувствовать,⁠— мне придётся решить за вас, куда вам пойти.

Ростислав Чебыкин

64


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: