В 2006 году вышла в свет замечательная книга — Сергей Дурылин «В своем углу» (Москва, Молодая гвардия). Тут дневники и мемуары человека с интереснейшей биографией, который лично знал Льва Толстого, Василия Розанова, Макса Волошина, Валерия Брюсова, Андрея Белого, о. Павла Флоренского... В числе людей, Дурылину близких, был и Михаил Александрович Новоселов, который начал свой путь как последователь Толстого, а затем стал православным публицистом. В советские годы он был епископом «Катакомбной Церкви», и его расстреляли в 1938 году.
В своей книге Дурылин приводит такой рассказ Новоселова:
«В начале
У Толстого в то время остро стоял вопрос о собственности и отказе от нее. Он явился в Тулу к еп. Никандру и спросил его прямо и сразу:
— Христос учит отказаться от собственности. Скажите, что я должен сделать?
Положение архиерея было не из легких: сказать: «откажитесь» — значило архиерею, в известном смысле, стать на точку зрения людей, отрицающих собственность, сказать «не отказывайтесь» — значило идти против приведенных Толстым слов Евангелия. Архиерей подумал и ответил:
— Если вы уже исполнили все, что Христос повелел перед этим исполнить богатому юноше (а, как известно, Христос напомнил ему две заповеди о любви к Богу и к людям и, только получив утвердительный ответ, что он исполнил их, предложил раздать имение нищим), — то откажитесь.
Толстой тотчас же оставил архиерея, не сказав ни слова. «В нынешней России вопрос о собственности, вернее, о социальном неравенстве обсуждается постоянно... Отстраненные от власти коммунисты и некоторые их единомышленники стремятся убедить людей, что во всех бедах и неурядицах виноваты не продажные и некомпетентные чиновники, а самый принцип частной собственности. И, к сожалению, подобные мнения иногда подкрепляются ссылками на Евангелие и на учение Церкви.
Тут следует заметить, что за две тысячи лет нашей истории было предостаточно попыток свести Христианство до уровня социальной доктрины. В Римско-Католической Церкви по сию пору существует «богословие революции», представители которого утверждают, что у Христианства есть прямое родство с социализмом.
Однако же тот, кто из евангельского учения выводит идеи ненависти к богачам, а тем паче призывы к «раскулачиванию», принижает, опошляет христианскую проповедь. (Не забудем, что Сам Господь прямо отказался улаживать имущественные отношения — Лк. 12,
Возвращаясь к разговору, который был у Льва Толстого с епископом Никандром, надобно вот еще что заметить. Господь призывал раздавать имущество лишь совершенных. Он так и сказал богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай твое имение и раздай нищим» (Мф. 19, 21).
Совершенные ученики были у Господа во все времена, начиная с апостольских. История Церкви знает множество имен таких людей, и среди них одним из самых известнейших является Иоанн Златоустый, святой IV века. После смерти своей матери он раздал имение нищим и в течение всей последующей жизни занимался благотворительностью церковной. В его многочисленных проповедях то и дело обличаются богачи — за скупость, за жестокосердие, за любовь к роскоши, за желание любым путем умножать свое имение... При всем том Святитель Иоанн был весьма далек от осуждения имущественного неравенства по существу. В одном из своих поучений он называет этот порядок естественным и даже богоустановленным, затем высказывает мысль, которая звучит как некое мрачное предсказание, относящееся к столь памятной нам, проклятой «советской жизни»: «В самом деле, уничтожь бедность, и ты уничтожишь весь порядок жизни и расстроишь жизнь нашу: тогда не будет ни корабельщика, ни кормчего, ни земледельца, ни домостроителя, ни ткача, ни сапожника, ни плотника, ни кузнеца, ни кожевника, ни хлебопекаря, и никого из подобных ремесленников, а без них у нас все расстроится. Теперь бедность служит для них лучшей учительницей, как бы сидя при каждом из них, и даже против воли побуждая их к работе. А если бы все были богаты, то все бы стали жить в праздности, и тогда бы все расстроилось и погибло».
Здесь уместно добавить и вот еще что. Евангелие, книга, содержащая «глаголы вечной жизни», отличается, в частности, и тем, что в ней по необходимости отражена психология человека, в полной мере известная Творцу и Сердцеведцу Богу. В этом отношении весьма замечательно одно место у Евангелиста Иоанна, где Господь Иисус Христос говорит о Себе как о пастыре добром: «Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (10.
В этих словах, произнесенных две тысячи лет тому назад, исчерпывающе говорится о том, что истинно попечительным может быть только тот, кто чувствует себя хозяином имущества, кому «овцы свои». Советская власть не устояла в частности и потому, в те годы главной фигурой был именно «наемник», не хозяин, а «хозяйственник».
Протоиерей Михаил Викторович Ардов