Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Воспитание аккуратности.

Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности. Аккуратность во всяком деле связана с культурой труда, сноровкой и дисциплинированностью. Итак, вы хотите научить ребенка аккуратности, но при этом не хотите сделать из него озабоченного чистюлю? Мы готовы вам помочь.

Когда начинать?

Уже в раннем возрасте необходимо приникать детям гигиенические навыки, навыки бережного обращения с предметами личного пользования, поддержания порядка в доме, классе, школьной мастерской и т.д. Родители должны прививать детям элементарные гигиенические навыки, объяснять, и показывать, что и как надо делать. Проявляя при этом требовательность, взрослые в то же время, должны стараться заинтересовать детей соответственно каждому возрастному этапу.

От рождения до 1,5 лет

Бесполезно и даже вредно всерьез приучать к порядку ребенка до полутора лет. Он еще слишком мал, чтобы вообще понять разницу между порядком и беспорядком. Кроме того, у него еще нет необходимой координации движений, чтобы что-то делать аккуратно. Когда он пытается есть сам, скорее всего вам придется убирать не только со стола и с пола, но вероятно, поменять ему всю одежду и даже иной раз вычесывать из волос макароны. Делать ошибки и устраивать беспорядок — необходимая и неизбежная часть обучении ребенка любым новым навыкам.

Чтобы уменьшить размеры бедствия, подстелите ему клеенку там, где малыш ест. Избегайте кормить ребенка в таких местах, где эта процедура может нанести серьезный материальный ущерб (например, на персидском ковре). Ведь для годовалою ребенка нормально и даже важно «устраивать» беспорядок — так он познает мир и взаимоотношения с ним. Поэтому разрешайте ему играть не только с игрушками, но и с едой (удовлетворив свой интерес, он потом перестанет с ней экспериментировать).

От полутора до трех лет — приучаем к аккуратности

Двухлетний Коля, сидя в ванной, плещется и хлопает по воде ладошками. Брызги, естественно, летят по всей ванной комнате, «Перестань Коля, — говорит мама, — смотри, ты залил весь пол!» Коля знает, что родители разрешают ему играть в ванной как угодно, но при этом вода не должна разбрызгиваться на пол. Обычно это условие выполняется, но сегодня он захотел подразнить маму, принимается плескаться, еще усерднее разбрызгивая воду...

Обычно в два-три года дети начинают испытывать своих родителей, выясняя, как далеко они могут зайти в нарушении запретов. Пытаясь провести и жизнь принцип: «Никто не заставит меня сделать то, чего я сам не захочу», они часто бросают родителям вызов в доступной и безопасной форм, сознательно устраивая беспорядок. Другой распространенный вариант вызова родителям связан с актуальным в этом возрасте предметом — горшком. В то время, когда ребенок начинает контролировать свои естественные отправления, он осознает, что хозяин тут он и, следовательно, он волен поступать по своему выбору — может сделать то, что маме нравится, а может и то, что не нравится,

Когда малыш намеренно устраивает беспорядок, нет смысла вступать с ним в пререкания. Ошибкой было бы выкрикивать: «Прекрати сейчас же! Я тебе покажу, как безобразничать!», это только подзадорит его. Он примет ваш вызов и покажет свой характер не только в ванне и не только в этот вечер. Гораздо лучше дать ему понять, что вам не нравится, когда он так поступает, что вас это огорчает. Гуляя с ребенком на улице, разрешите себе вспомнить, что дети этого возраста любят повозился в грязи, и лучше иногда им позволять это делать, если они заняты познанием мира, а не воспитанием своих родителей. Дайте ребенку все необходимое для «конструктивного» беспорядка: воду, песок, формованные пасочки, совок, мелки, краски и т.д.

От трех до шести — поощряем творчество, но при этом учимся устранять творческий беспорядок

Маришка возится с цветной бумагой, картоном, ножницами и клеем, Результатом ее стараний становился коллаж и хаос.

— Смотри, папа, — это подводное царство, — показывает Маришка.

— Грандиозно! — восхищается папа.

— Что это у вас творится? — морщится тетя Валя, которая видит только грандиозней беспорядок.

В этом возрасте дети осваивают не только механические навыки, такие как одевание и умывание. Они постепенно приобщаются к высшим проявлениям человека — например, творчеству как способности видеть и создавать нечто новое.

Однако в ежедневной жизни творческое начало ребенка — это нескончаемый беспорядок. Вы не хотите, конечно, подрезать крылья своему малышу? Но вы также не хотите опять и опять наводить порядок. К счастью, есть возможность совместить и то, и другое. Когда ребенок поглощен своей затеей, нет смысла без конца напоминать ему о необходимости убирать за собой — это будет мешать ему получать удовольствие от самого процесса игры и творчества. Но вы .можете поставить ребенку заранее определенные условия, оговорить некоторые общие правила, которые он уже в состоянии соблюдать. Если ребенок игнорирует ваши указания, будьте терпеливы и настойчивы, пока он не усвоит, что уборка — это необходимый и завершающий этап любой интересной затеи. Помогите ему, если хаос принял пугающие размеры, но не делайте за него его работу.

От шести до десяти лет — учим наводить порядок дома и в школе

Мама жалуется: «Заставить Олега убирать спою одежду, складывать в ящик игрушки или вымыть лицо как следует просто невозможно. Ему приходится напоминать по три-четыре раза, чтобы он просто вымыл руки перед едой. Слова „чистота“ и „порядок“ для него не имеют смысла!» Ее удивлению не было конца, когда на собрании в школе они услышали, что в школе он совсем другой: без напоминания учителя всегда ставит книгу, взятую с полки, обратно на то же место, никогда не забывает сменной обуви, не оставляет огрызков и фантиков в ящиках стола, как некоторые другие.

Почему он такой разный в школе и дома?

К шести годам дети хорошо понимают разницу между поведением на людях и у себя дома. Дом для них зачастую становится тем местом, где можно расслабиться и отдохнуть от требований жизни, где не обязательно быть аккуратным или воспитанным. В то же время вне дома (в школе, о гостях у друзей, на занятиях в секциях или в кружках) они часто демонстрируют себя с лучшей стороны. Однако независимо от того, склонен ваш ребенок к порядку или нет, требования к нему должны быть четко сформулированы и проконтролированы. При этом очень важно, чтобы единство требований соблюдалось всеми членами семьи, кто так или иначе имеет отношение к воспитанию ребенка. Противоречивые требования ведут к формированию двуличности характера ребенка и неврозу.

Почему опасно растить чистюлю?

Обучая ребенка аккуратности, — помните о золотой середине!

Чем плоха чрезмерная зацикленность на чистоте и порядке? Тем, что можно полностью подавить естественные стремления и порывы ребенка к творчеству, «задушив» в зародыше души прекрасные порывы...

Если вы устанавливаете слишком высокие стандарты; постель, заправленная без единой морщинки, ни одной помарки в тетради, ни соринки на полу — ребенок может вырасти педантичным, одержимым аккуратистом. Такие люди тяжелы для окружающих, т.к. даже легкий беспорядок их раздражает. Кроме того, зачастую они боятся лишний раз что-то предпринять, чтобы не нарушить священный порядок.

Итак, подведем итоги

Воспитание аккуратности — важное условие подготовки детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротно сделанные вещи, с ним хорошо и приятно окружающим,

Аккуратность воспитывает вся обстановка в семье. Если взрослые постоянно поддерживают чистоту и порядок, к этому начинают стремиться и дети. К четырем-пяти годам дети в состоянии самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры; чистить зубы, мыть руки перед сдой, умываться. Они привыкают убирать свой уголок, свою постель, класть все на свое место: одежду, обувь, игрушки. Задача взрослых — настойчиво приучать детей к порядку, прививать им нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности. Все правила поддержания порядка необходимо напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки.

Но и не требуйте от детей безукоризненной чистоты. По большому счету, способность переносить некоторый беспорядок будет! безусловно более полезным качеством для душевного здоровья вашего ребенка, чем болезненное стремление к идеалу.

По материалам www.kid.ru

1697


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95