Люди – самые интереснейшие объекты для наблюдения. Ни книги, ни спорт, ни наука, ни искусство таковыми не являются – хотя бы потому, что всё перечисленное создали какие-то люди; они – первоначальный элемент. Люди. Наблюдать – интересно, разговаривать – прекрасно, восхищаться или ненавидеть – запросто. А вот понимать... Это куда сложнее.
Недавняя новость – в этом году в столице откроют несколько киберспортивных классов. Сообщается, что в них «планируется набрать 120 человек. Набор будет проходить на основе аттестатов за девятый класс. Приоритетное право получат дети, которые принимали участие в киберспортивных турнирах». Мне в 20 лет кажется такое нововведение знаковым, но не катастрофическим. А что будет, если спросить мнение своих мам и бабушек?
У каждого человека примерно до 35 лет, кажется, в голове сразу завертелись воспоминания детства. Вот они, невероятно счастливые, получили игровую приставку – «Сегу» ли, «Денди» ли, первую ли «плойку»; вот они подключают её к старому советскому телевизору, экран которого электризуется и по которому занятно водить рукой или головой; вот начинают играть, забывая всё на свете. Но удовольствие долгим не бывает...
Родители сразу же, ещё в момент покупки, властно предупреждают: если, Ванечка, будешь долго играть и обращать мало внимания на учёбу, то мы заберём приставку. Такая сентенция принимала в разных семьях разные воплощения: от «перестань играть, пожалуйста, и садись за уроки» до «если ты сейчас же не выключишь, я её на**р выброшу». Смысл, естественно, был один и тот же: взрослые воспринимали игровые приставки как детское развлечение, способное при злоупотреблении принести исключительно вред: учёбе, глазам, осанке...
На дворе – время цифровых технологий, и видеоигры, как одни из главнейших показателей в области развлекательного IT, с каждым годом удивляют всё больше. Сегодня играть днями и ночами может значить совсем не то, что ещё 20 лет назад. Ведь если ты играешь на уровень выше остальных, у тебя есть шанс попасть в киберспортивную команду и зарабатывать на международных соревнованиях огромные деньги. И вот, как гласит новость, даже в школах собираются открывать в честь этого специальные классы. Не показатель ли того, что парадигма восприятия видеоигр изменилась?
Но всё равно – взрослые, сколько бы им лет ни было, такое положение дел вряд ли поймут:
– Это в столице такие классы открывают, потому что они все с ума сходят от деньжищ!
– Это ужас какой-то и зараза, что он сидит целыми днями и в игрушки играет!
– Мой сын, дебилоид, днями и ночами в своём компутере зависает!
И таких родителей, бабушек и дедушек – большинство в нашей большущей стране.
Пресловутая тема «отцов и детей»? А хоть бы и так: ну не понимают в каких-то вещах люди друг друга, хоть кол на голове теши! Большинству невозможно объяснить, что времена меняются, что теперь такое – вполне нормально, что ныне это есть. К сожалению, основное восприятие людей старшего поколения молодёжных веяний всегда хромает. И видеоигры – лишь один пример.
Как-то В.В. Шахиджанян спросил меня, люблю ли я видеоигры и как часто ими развлекаюсь. Я ответил: очень люблю, но выходит поиграть всего пару часов в неделю. Тогда он недоумённо спросил: «А не лучше бы погулять это время было?» Нет, не лучше!
Разве объяснишь, что уровень современных видеоигр настолько поражает даже очень требовательное воображение, что оторваться иногда нереально... Хотя уж кто-кто, а Владимир Владимирович – человек исключительной (для своего возраста) подкованности в делах молодёжных. Но всё равно не поймёт.
Почему?
Борис Поженин