Среда – прекрасный день недели, её серединная точка. В среду кажется, что, рабочий путь пройдя до половины, осталось совсем немного. Но что ещё? А ведь среда может не только наступить, но и заесть. Другая, конечно, но всё-таки.
Один из наших авторов уже утверждал, что в человеке, на самом деле, индивидуального очень и очень мало; в основном его черты – это черты других людей. Мы, совершенно с этим согласившись, не можем не перенести эту преемственность личных черт на социальный характер.
Что именно формирует человека как существо общественное, не индивидуальное? Среда, конечно, то бишь общество – окружение.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Ещё бы, и надо очень хорошо себе представлять, что эта несвобода от общественности проявляется на глубинных поведенческих уровнях любого человека.
С волками жить – по-волчьи выть.
Несомненно, так, ведь мановение, затронувшее огромное количество людей, неумолимо коснётся и вас самих – может, в меньшей степени, но всё же.
С кем поведёшься – от того и наберёшься.
Безусловно, мы все – лишь полупустые сосуды, принимающие, в основном бессознательно, мнения, повадки и способы других социальных индивидов.
Взять хоть литературу. Эмма Бовари, начитавшись любовных романов, разочаровалась в браке, стала грустить; пригласили на светский раут – просветлела, увидела в этом смысл, но потом снова домой, к своим тараканам; под впечатлениями от танца с виконтом там же стала заглядываться на мужчин, завела двух любовников, задолжала ростовщику. Закончила не очень хорошо. В трёх ящиках.
Грубый и неотёсанный, но пример всё же показывает ту крайнюю зависимость человека от человека рядом, от людей вокруг: и в личном, и в социальном плане. Никогда не видевшая красиво одетых людей девушка не сможет одеваться стильно, потому как на неё не было влияния со стороны модных людей; точно та же девушка не станет изменять мужу, если не узнает о возможности измены от других людей – даже в художественном произведении.
Любой человек не только учится у кого-то, но и обязательно учит кого-то – в этом и наблюдается взаимосвязь общественных организмов. Ты либо как кто-то, либо как никто – то есть тебя не существует. Но это весьма трудно.
Уберечься нельзя, но и научиться, не поддавшись, – тоже.
Борис Поженин