С 3 по 8 апреля в московском кинотеатре «Октябрь» пройдет 4-й фестиваль венгерского кино CIFRA. Организаторы обещают, что пять его фильмов станут пятью путешествиями на машине времени: в 1849, 1945, 1954, 1957 и 1977 годы. Причем последнее из них принесет встречу с особенно дорогими российскому зрителю личностями – Владимиром Высоцким и Мариной Влади. А представить эту ленту, как и совсем новую свою работу, приедет их автор – живая легенда венгерского и мирового кино, почетный гость фестиваля Марта Месарош.
Вообще большинство фильмов фестиваля – совсем новые работы, относящиеся к последним двум годам. В том числе и фильм «Аврора Бореалис: Северное сияние», снятый 86-летним классиком европейского кино Мартой Месарош в 2017 году. Это глубокая семейно-историческая драма: деловая дама по имени Ольга вынуждена прервать свой успешный бег по жизни и приехать из Вены в венгерскую провинцию, где с ее мамой случается тяжелый сердечный приступ. В старом материнском доме она находит рисунки и фотографии людей, о которых не имела понятия, но ясно, что они были важны для ее матери. Перед современной бизнесвумен открывается целая эпоха, когда традиционные людские отношения и ценности, прежде всего право человека на любовь и личное счастье, вступили в противоречие с новыми коммунистическими порядками. Марта знает, о чем снимает: она сама вместе со своим отцом, скульптором и политическим эмигрантом Ласло Месарошем, жила в СССР, где отец погиб в ГУЛАГе, училась во ВГИКе, а потом наблюдала натиск и крах коммунизма на своей родине. Работу актерского дуэта – 82-летней Мари Тёрёчик и Илдико Тот – эксперты оценивают как «современную классику».
Фильм «1945» Ференца Тёрёка возвращает нас в первый послевоенный август: весь мир потрясен американской атомной бомбардировкой Японии, но у жителей маленького венгерского городка – своя головная боль, для них куда более серьезная. Сюда приезжают два человека в черном – отец и сын, пережившие Холокост. Что в их таинственном багаже, чего вообще они хотят – открыть торговлю? Или мстить? Ведь многие порядочные горожане были причастны к депортации евреев...
Лента Габора Херенди «Кинчем – мое сокровище» уходит вглубь времени еще почти на век, в середину XIX столетия, и показывает нам, как встретились дети бывших друзей-врагов, венгерского и австрийского аристократов, которых развела революция 1848-49 годов, а теперь молодой граф Эрнё и юная гордая австрийка Клара вступили в непримиримую борьбу на аукционе за уникального скакуна – кобылу Кинчем (что значит – Мое сокровище). В главных ролях – уроженка Сербии Андреа Петрик и венгерская звезда Эрвин Надь, знакомый нам и по кино («Белый бог», «О теле и душе»), и по спектаклям театра Корнеля Мундруцо «Протон».
Сюжет фильма Арпада Шопшича «Монстр из Мартфю» основан на реальных событиях 1957 года. В небольшом индустриальном городе Мартфю изнасилована и зверски убита девушка. Её ухажер Акош Рети сознается в преступлении на почве страсти и получает пожизненное заключение. Но через семь лет чудовищные злодеяния возобновляются, и уж к ним Рети точно не причастен. Кто же реальный убийца?
Наконец, специально для российской публики устроили показ тщательно отреставрированной венгерско-французской ленты Марты Месарош «Их двое» – единственной картины, где смогли сняться вместе легендарные супруги Владимир Высоцкий и Марина Влади. Правда, у Владимира Семеновича здесь лишь эпизодическая роль, но другим постановщикам не удалось и это…
Итак, каждый фильм смотра – это отдельный жанр: зловещая мелодрама, костюмная любовная история, величественная трагедия, триллер, тонкий психологический этюд. А объединяет их общее для всего венгерского кинематографа чувство непреходящей связи времен.
Все фильмы идут на языке оригинала с русскими субтитрами.
Сергей Николаев