Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Взгляд с огорода. Школа и её продукт

Очерк третий

Когда возникает вопрос о том, чему учат в школе, вспоминаются слова детской песенки Пляцковского и Шаинского про то, как «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь … вычитать и умножать» и т.д. Потом вчерашний школьник приходит в учебное заведение учиться ремеслу, которое, возможно, будет кормить его и его семью всю оставшуюся жизнь, и первое, что он слышит: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Затем, отучившись в ремесленном учебном заведении (неважно, что это за ремесло, сейчас жизнь уравняла в возможностях и слесаря, и юриста с экономистом), он выходит в большую жизнь, где с удивлением обнаруживает, что места в жизни ему нет, ибо, как пел Высоцкий, «там все места блатные расхватали». Либо места заняли блатные, либо места достались кому-то по блату.


Группа The Kinks – Batman Theme. Обложка

Один знакомый фермер толкал своих детей вверх по карьерной лестнице аж до последнего курса сельскохозяйственной академии, и был уверен, что его дети будут работать в региональном минсельхозе. Дипломы с отличием получены, подарки нужным людям вручены, но возникло одно маленькое «но». На освободившееся место министерского служащего претендовали двое: сын нашего фермера и племянник односельчанина одного из заместителей министра. Догадайтесь с одной попытки, кого трудоустроили в министерство, если сын-фермер работает в хозяйстве у своего отца.

Я пишу это к тому, что внешняя образованность не является гарантией успешного трудоустройства, и эта практика, к сожалению, стала правилом. Если ты не член какого- либо клана, не земляк какого-либо начальника и не в состоянии купить государственную должность, то максимум, который тебе светит, – менеджер по продажам. Между тем, человек отсидел девять или одиннадцать лет в школе, пробыл три, четыре, а то и все пять лет в ремесленном учебном заведении, где ему впихивали знания, умения и навыки, стремился к чему-то великому и уж никак не хотел повторить путь своих родителей. Я ходил в общеобразовательную школу в трёх качествах. В качестве ученика я отбыл в ней полную десятку, в качестве учителя я побывал четыре раза в разных и при этом очень похожих друг на друга школах. В качестве родителя я пребываю там второй раз. Наблюдения в совокупности с воспоминаниями позволяют сделать вывод, что школа – это сброд.

Толковые словари русского языка дают три значения этого слова:

 
 
 
 

1) группа случайно собравшихся людей

2) случайное и беспорядочное соединение, сочетание чего-либо

и 3) преступные, морально опустившиеся, антиобщественные элементы.

 
 
 
 

Под первое определение школа подпадает на 100%. Ученики и их родители оказываются участниками образовательного процесса по территориальному признаку, вне зависимости от имущественного, образовательного, культурного и иного ценза. Есть исключения, поступившие в частные школы, но они только подтверждают правила. То же самое с комплектованием педагогического коллектива. Основной принцип поиска работы – близость рабочего места к месту жительства – распространяется также и на школу.

Преданность профессии, любовь к детям вторичны в современной школе. Главное – умение себя продавать: за гранты, за премии, за благоволение многочисленного начальства. Высшая цель образования – рейтинг школы. От него, а не от качества выпускников зависит всё, точнее, финансирование. Школа как случайное и беспорядочное соединение, сочетание чего-либо.

«Что-либо» - это общественное мнение. Оно давит на ученика, давит на его семью, давит на отдельного учителя. Общественное мнение в школе формируется родительским комитетом, который организует пресловутые школьные поборы, дарит учителям подарки, финансирует внеклассные мероприятия, ремонтирует закрепленный за классом кабинет, словом, делает всё, чтобы их чадам жилось спокойно.

Члены родительского комитета, за редким исключением, наглые хамоватые тетеньки, и создают общественное мнение в классном коллективе. Одна такая активная мамаша отстала от нас и от нашей дочери только после того, как я пригрозил директору гимназии прокурорской проверкой.

Справедливости ради нужно отметить, что родительский комитет в сельской школе отличается от городского в лучшую сторону: он не давит на родителей, не распространяет позорящие детей личные мнения, не вмешивается в семью, не пишет жалобы в органы опеки и, если и собирает деньги, то только на совместную покупку учебных пособий.

И, наконец, школа как собрание преступных, морально опустившихся антиобщественных элементов. Один региональный министр образования требовал от законодателя отменить право на получение образования в семье, мотивируя тем, что когда-то и где-то один юноша, отучившись на семейном образовании, взял однажды ружьё и убил свою мать.

При этом он стыдливо умолчал, сколько бывших учеников школ сидит по тюрьмам и колониям. Армейская дедовщина – это продолжение пресловутого школьного «буллинга».

«Буллинг» звучит по-импортному красиво, но на самом деле это просто травля одного многими. Жертвой буллинга становятся дети из бедных семей, дети принципиальных родителей, не желающих сдавать деньги, дети, которые ведут себя не как все: не матерятся, не курят в туалете, не пьют пиво на задворках школы после уроков и не мотаются в местной подростковой группировке. Таких, которые «не как все», будут обзывать обидными словами, унижать и бить.

Такая школа либо учит быть моральным уродом, либо делает из чистой детской души нравственного калеку. А если обратиться к статистике, то ещё и физически и психически больных людей.

(Продолжение следует)

147


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95