2023-й объявлен Годом педагога и наставника. В качестве эмблемы избран пеликан. Издавна эта птица являлась символом милосердия, самопожертвования и родительской любви... И на логотипе она кормит своих птенцов. По легенде, пеликан делает это своей плотью. Образ показательный, потому что настоящий педагог, подлинный наставник способен и готов отдать всего себя, взращивая профессиональное потомство, пестуя своих преемников и открывая дорогу в большой мир поначалу мало что умеющим и понимающим ученикам. Это вечная история о Мастере и подмастерьях, так японские сэнсеи учат мальчишек единоборствам, скрипичные мастера готовят будущих Гварнери и Страдивари, а производственные наставники пестуют квалифицированных токарей и фрезеровщиков… Не надо специально вкладывать в уши назидания, ученику достаточно брать пример, наблюдая за Учителем. При этом не гнушаться делать самую грязную, черновую, вспомогательную работу, быть на побегушках. Такова цена ремесла, которое обеспечит на всю жизнь куском хлеба, а то и принесёт мировую славу. Такова роль Мастера в судьбе его подопечных.
«Переход Суворова через Альпы», В. Суриков, 1899. Источник: wikipedia.org
БУМЕРАНГ СУДЬБЫ
Сергей Викторович ШАМКАЕВ – педагог прирождённый. Он действительно Мастер. Н. П. Петров, глава нашей культуры на пенсии, с которым наш герой дружит с детства, в обиходе называет его Профессор. Профессор – значит профессионал в своём деле. Дело С. В. Шамкаева – музыка. Не так давно он вернулся вновь в родной Бугуруслан – и сразу основал студию при ДК «Юбилейный». Он возродил ВИА «Бумеранг», собрав постаревший, но не утративший задора прежний состав из оставшихся участников. Это он сам, Н. П. Петров, В. А. Хабаров, А. Кулинич, к которым примкнули музыканты помоложе – О. Лоренц, И. Мухаметшин, А. Суханкин, А. Столбоушкин, Н.Осипов… И коллектив сразу выстрелил. Уже на первом возрождённом концерте был аншлаг, люди даже из Самарской области приезжали. Серия последующих выступлений прошла с ещё большим успехом. Публика наконец-то услышала настоящую, живую музыку, уникальное исполнительское мастерство, знаменитое четырёхголосие.
Хоровое мужское пение – это русский стиль. Поэтому наши прославленные коллективы – как хор Александрова, хор Турецкого, хор Сретенского монастыря так востребованы и на Родине, и за её пределами. И ВИА «Бумеранг» вернул на сцену мужской вокализ, тщательно работая для этого с репертуаром. Выгодная подача материала много значит. Неважно, печальная композиция или озорная, как народная песня в современной обработке «Выйду ль я на реченьку»… Музыкальным руководителем ВИА «Бумеранг» является С. Шамкаев, художественным – Н. Петров. Они – Колумбы коллектива, стоявшие у истоков. Вернее, его вторая волна, потому что первая, увы, неизбежно и естественно сошла в берега истории.
«Три грации», Рубенс, 1635. Источник: wikipedia.org
СТУПЕНИ РОСТА
Бугурусланские трудовые будни нашего Мастера не ограничиваются «Бумерангом». На его попечении находится второй, молодёжный состав ансамбля. Нынешний набор С. В. Шамкаев считает крайне удачным. Все в нём участники, схватывают на лету, и занятия им не в тягость. Они просто рвутся в бой. О таких учениках лишь мечтать! И время он на них тратит, не считаясь с личной жизнью. Мастер хочет успеть. «Бумерангу» нужна смена. Коллектив с такой долгой и славной историей, в которой случился досадный и продолжительный перерыв, не может сойти со сцены бесследно, оставив лишь эхо своих побед. Молодая кровь – это надежда на продолжение. В том числе – себя. Это цель любого Мастера. Передать секреты мастерства в надёжные руки. Вот только если бы знать, насколько это гарантировано… Но мудрый старец Лев Толстой писал: «Делай как должно – и будь что будет». Это кредо и нашего героя.
«Мне не нужны подёнщики, мне нужны энтузиасты, – признаётся Сергей Викторович. – В этих ребятах я вижу искру, из неё возгорится пламя». Звучит революционно. Но и Россия, а там и весь мир переживают времена больших потрясений и судьбоносных перемен. В крови Донбасса рождается новый мир. Так случается в начале каждого века, в той или иной степени. Нынешний градус планетарной реконструкции запредельно высок. На этом фоне наша с С. Шамкаевым песня «Вставай Донбасс!» произвела фурор на всех последних знаковых форумах и была отмечена особой наградой авторитетного жюри.
Кстати, от грамот, благодарностей и дипломов у хозяина студии «Бумеранг» стены ломятся. Вешать уже некуда. Не мудрено – он ведёт три коллектива. И как человека на всё хватает? Но Сергей Шамкаев – трудоголик и перфекционист, он привык добиваться совершенства и себя не щадит. Признался мне: «Устал немного, надо бы отдохнуть. Столько всего навалилось. И «Обильный край», и на «Николаевской», и бесконечная череда плановых концертов и выступлений».
Тем не менее собеседник готовит свой творческий вечер. Наш совместный уже дважды мы провели – на малой сцене из-за «ковида» и на большой – позже. Оба – по «пушкинской карте», так что аудитория была целевая – подрастающее поколение. Тоже своего рода наставничество. Смотри и учись.
Смена ВИА «Бумеранг» называется «Ступени». Говорящее название. По сути это не вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), это Рок-группа. То, что близко поколению-некст. Или, говоря модно, детям индиго – программно иной генерации землян. У них другие задатки, другие возможности, другой ритм жизни, у них чуть ли не третий глаз и шестое чувство. Очередная ступень эволюции. Правда, она ещё в самом начале, когда всё уникальное еле заметно. Эти детки имеют имена: Иван Ларин, Святослав Миняев, Никита Калеев, Дмитрий Петров, Кирилл Морозов, Никита Осипов, Владислав Староносов, Максим Вдовин, Владислав Ревин. От одних имён просто исходит дыхание многовековой русской истории. Без базы нет надстройки. Без ВИА «Бумеранг» не было бы «Ступеней», как и наоборот.
Репертуар «Ступеней» выдержан в современных требованиях, что Мастеру не чуждо. Как-никак английским языком он владеет свободно. Читает руководства по эксплуатации к бесконечно обновляемой студийной аппаратуре в оригинале, без переводчика. А студия у Мастера на уровне. Перфекционист. В основном, оснащает на свои личные средства. Ведь дело того требует и затраты того стоют.
А его пацаны исполняют композиции в стиле поп и рок. За полгода выросли так, что уже показали себя перспективной командой на нескольких концертах и фестивалях. Областное око это заметило и отметило – в наградном списке «Ступеней» появился диплом с уникальной формулировкой «За высокую сценическую культуру». Это результат, повторю, всего полугодовой, но слаженной работы. Второй диплом совсем недавний, получен на фестивале «На Николаевской» - там ребята заняли первое место. Как ансамбль-спутник «Ступени» подаёт надежду на достойную смену ВИА «Бумеранг».
«Похищение Европы», В. Серов, 1910. Источник: wikipedia.org
ОТ БЕЛГОРОДА ДО СОЧИ
А Мастер не сидит сложа руки и не почивает на лаврах. У него хлопот хватает. Надо же и своё творчество продвигать, потому что песочные часы бесстрастны. Бугурусланские годы оказались на редкость продуктивными. Переход от административной деятельности на чужбине к творческим поискам на родине оказался благоприятным. Написано много песен, несколько мюзиклов, музыкальных композиций… Ареал распространения – вся страна. Недавно судьба свела С. В. Шамкаева с продюсерским центром Николая Филатова. Адрес горячий – Белгород. Прифронтовая зона СВО. Рядом война. Но страна больше Белгорода, Курска, Брянска и Смоленска, где подпаливает бока. Страна – это Воронеж, Ростов и… Сочи! Сочи – место действия нового мюзикла, идею которого предложил продюсер. Николай Филатов – автор либретто. Мюзикл о любви. Я прослушал несколько песен с музыкой нашего героя – это бомба! Это достойно столичных сцен. Сергей Викторович произвёл неизгладимое впечатление на соавтора, и маститый продюсер с большими связями настроен на перспективное сотрудничество по части постановок.
С. В. Шамкаев прирождённый мелодист, что в песенном сегменте большая редкость. У нас мелодистов можно по пальцам пересчитать: братья Покрасс, Н. Богословский, А. Пахмутова, Я. Френкель, И. Корнелюк, А. Зацепин, В. Добрынин, А. Морозов, В. Шаинский, отец и сын Дунаевские… И С. Шамкаев, пока широко не известный. Но есть надежда. На стороне на его песни уже делают видеоклипы. И вот ретро-мюзикл. Середина 90-х годов, Санкт-Петербург. История красавицы-журналистки Лианы Добрецовой, вышедшей замуж, да не нашедшей счастья. Счастье она обретёт в Сочи… Такова фабула приключенческого мюзикла С. Шамкаева и Н. Филатова «В южном Сочи чарующий вечер…». А знакомство с Н. Филатовым открыло в нашем герое второе дыхание.
ПЕДАГОГ – ЭТО ШКОЛА
«Что же в вашей работе главное?» – спрашиваю Мастера, а заодно и моего творческого соавтора в течение всех этих лет после возвращения с поста директора детской школы искусств г. Ясного Оренбургской области. «Главное – взять верную ноту», – отвечает Сергей Шамкаев. Это ещё и образ: умело набрать учеников, распознать в задатках потенциал, сканировать психологический портрет, что немаловажно для любого коллектива, терпеливо развивать личностные качества питомцев, не забывая о музыкальной грамоте. Это вовремя поощрить, ободрить, указать на упущения, пресечь то, что мешает процессу, будучи самому жёстким, но деликатным.
Педагог – это школа. Совокупность порою несовместимых качеств и приёмов. Это балансирование на грани, не преступая тонкую грань в работе с неокрепшей психикой юного дарования. Пусть ему уже двенадцать, четырнадцать, шестнадцать лет. Да хоть двадцать. И так не только в музыке. То же и в спорте, и в армии, и в балете… уж там всё гораздо серьёзнее и, не побоюсь сказать, беспощаднее. Настоящая школа выживания, естественный отбор. Как в дикой природе, но с учётом антропологического (человеческого) фактора.
Наш герой этим овладел в полной мере. Его питомцы не выйдут из стен маленькой уютной студии под лестницей пустыми. У них по-другому будут гореть глаза, у них изменится походка, у них поменяются взгляды на жизнь и на мир. Даже если их дальнейшие планы разойдутся со сценой. Возможно, произойдёт кардинальная переоценка ценностей. Не зря же учитель часто стоит на первом месте, а уже после – родители, семья, ближний круг… Учитель много времени проводит с подростком, глубже копает, тоньше понимает. Учитель вызывает большее доверие у подростка, потому что всегда поймёт и никогда не пожелает плохого. Он как тренер, как замполит (сейчас это называется по другому – заместитель командира по воспитательной части), наконец, как священник на исповеди. Таков расклад вещей.
Таков Сергей Викторович Шамкаев – музыкант, композитор, администратор, наставник, учитель, мастер. Маэстро и Профессор не по званию, а по призванию. Настоящий герой 2023 года. Наш земляк. Гордость Бугуруслана. Соль российской земли, её интеллигентная составляющая. Художник и гражданин. Подлинный светоч культуры, которой провинция богата не меньше, чем избалованные столицы. Который доказал, как писал М. В. Ломоносов в «Оде на восшествие на престол Елизаветы Петровны», «…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Невтон – это тот самый Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения по упавшему ему на голову яблоку.
Закону всемирного тяготения подчинена вся культура, а музыка в особенности, потому что не требует перевода и всем понятна. И надо действительно лишь вовремя взять верную ноту. В нашем случае, попасть в заботливые руки С. В. Шамкаева, которые оформят полуфабрикат в полновесный продукт, готовый к употреблению. Из несмышлёного птенца вырастят гордую и вольную птицу, способную к самостоятельному полёту даже через океан. Дело мастера боится – вот и весь сказ. Как у П. Бажова в «Каменном цветке» про Данилу-мастера и Хозяйку медной горы. Помните, там старый резчик набрал мальчишек на обучение, а те от него разбежались. Мастер-то он был знатный, а наставник никакой. Ни терпения не хватило, ни подхода не нашёл. Мастерство и наставничество не всегда идут рука об руку, иногда вступают в непримиримый конфликт.
По счастью, с нашим героем этого не произошло и тут всё совпало: умение творить и умение передавать добро по кругу. А от добра добра не ищут. Бери и пользуйся. Где родился, там и пригодился. В год 2023 от Рождества Христова, который тоже был Учителем для своих двенадцати учеников. И как они разнесли по миру его учение! На все эти 2023 года. От малого к великому. Курочка по зёрнышку клюёт, а цыплят по осени считают. Когда-нибудь кто-то из учеников С. В. Шамкаева напишет о нём больше и лучше, чем автор этих строк. Монографию или оду. Как Ломоносов. А лучше бы – песню-посвящение. Жизнь у песни дольше, а путь шире. И да здравствует Музыка!
Сергей Парамонов