Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

За «сталинской шаурмой» в Коптево пришли люди в форме

Заведение общепита с провокационным названием закрылось, проработав считаные дни

В новогодние праздники Москва несколько дней говорила о кулинарно-политической новости: на севере Москвы обнаружилась шаурма Stal’in Doner. С усатым вождем на логотипе и полным набором фирменных фишек — от меню с шаурмой «от Сталина» и «от Берии» до лозунга «Иосиф Виссарионович приглашает». Соцсети и вслед за ними СМИ предсказуемо взбурлили — и вот к концу каникул не замедлил ждать себя результат: точка общепита уже не работает. «МК» выяснил, что именно произошло с «политически незрелым», как говорили во времена «отца народов», заведением.

Заведение общепита с провокационным названием закрылось, проработав считаные дни

Витрина со всеми «сталинскими» атрибутами — впрочем, оформленная вполне по-современному, в хипстерском духе — еще есть, а вот внутри идет не то ремонт, не то демонтаж, не то еще один ребрендинг. То и дело к опустевшей витрине подходят люди — поголовно не старше 35 лет — и растерянно спрашивают: а где, мол?..

— Закрыто! — отвечает хмурый бородач в красном, орудуя шуруповертом.

— Откроется?

— Да! — поднимает глаза мужчина. — Чуть позднее!

И, после длинной паузы, снова опуская голову к шуруповерту, тише говорит:

— Может быть...

Та самая витрина находится на первом этаже обычного дома 1950-х годов постройки, таких в Коптеве много. Это не «сталинка», а так называемая «маленковка» — запроектированы эти здания были еще до перехода на экономные методы строительства, но строились уже после отмены «архитектурных излишеств». Сотрудники соседних магазинов рассказывают: работало заведение уже несколько месяцев. И не привлекало особо ничьего внимания, как и потока посетителей. А потом картинки попали в соцсети — «и понеслась»…

— Парни захотели выпендриться, — смеется хозяин другой точки по продаже шаурмы на этой же улице. — Ну и получили свое. Популярность — она разная бывает.

— Все заведения по продаже шаурмы однотипны, банальны, неинтересны, — отметил хозяин заведения. — Данная идея пришла мне в голову давно, так как я всегда интересовался историей и, в частности, эпохой правления Иосифа Виссарионовича. Я не считаю его — сразу хочу сказать — ни святым, ни исчадием ада. Я понимаю, что это личность сложная, многогранная, но в любом случае интересная. Да, это в некотором смысле был и маркетинговый ход, и я надеялся, что он может как-то сработать, но не ожидал, что настолько.

Фотографии заведения с возмущенными комментариями появились в соцсетях и СМИ 7 января, а уже к концу дня 8 января к продавцу, одетому в реплику костюма сотрудника НКВД, подошли люди в настоящей полицейской форме и попросили «пройти для выяснения». После проведенной беседы работа «сталинской шаурмы» в прежнем виде прекратилась, начался ребрендинг. Будет ли снят логотип и заменен на что-то более мирное — хозяин заведения не пояснил.

— Название, прямо скажем, глупое, хотя законом и не запрещенное, — констатирует житель района, медиаменеджер и кулинар Дмитрий Михайлин. — Шаурма — арабско-турецкая штука, она не имеет отношения ни к Грузии, ни к советскому, а Сталин абсолютно ничем себя не проявил в этой части Москвы. Буду ли я как местный житель игнорировать эту шаурмячечную? Буду, потому что я в принципе не ем шаурму. Буду ли я протестовать против этого названия? Нет, не буду. Если бы они назвали свой ларек, скажем, «Зоя», с намеком на Зою Космодемьянскую, я бы лично выбил им все стекла. А десакрализировать Сталина, может, даже и полезно.

Мотив десакрализации Сталина путем превращения его фигуры в обычный логотип для общепита повторялся во многих комментариях пользователей соцсетей. Однако, видимо, время для такого действия пока не настало. В ОВД по району Коптево «МК» не смогли прокомментировать, какого рода беседа была проведена с сотрудниками заведения — а стало быть, не ясно главное: в чем состояло неподобающее поведение ресторатора. Что признано неуместным: «реклама» Сталина в логотипе и меню заведения общепита или, наоборот, та самая десакрализация?

— Скорее всего, там не особенно в этом разбирались, — рассказал «МК» сотрудник управы одного из районов Северного округа. — Обычно в таких случаях работает простое правило: скандальные точки никому не нужны. Не важно, по какому поводу шум — шума просто не должно быть, это лишние проверки, лишнее внимание начальства. Поэтому, думаю, ребят убедительно попросили что-нибудь придумать, чтобы стало тихо. Например, убрать Сталина из оформления и стать как все, обычной шаурмой. Иначе есть много способов испортить им жизнь.

— Товарный знак, в том числе логотип ресторана, невозможно зарегистрировать в Роспатенте, если он «противоречит общественным интересам, нормам гуманности или морали», — рассказывает юрист Алексей Юдин. — Это самый очевидный аргумент для тех, кто возмущен таким названием. Кроме того, название в честь исторического персонажа может быть оспорено, например, его потомками или институцией, ведающей памятью в отношении данного исторического лица. Но в любом случае оспаривание таких названий происходит в судебном порядке. А вот так оперативно и, очевидно, вне юридических процедур закрыть заведение или принудить поменять название можно только административным путем, что и было, видимо, сделано. Поэтому те, кто хочет бороться с вывесками и учреждениями, названными, по их мнению, аморально, могут либо идти судебным путем, что довольно долго, зато безупречно в процедурном смысле, либо привлечь внимание администраций разного уровня — и в этом случае есть шанс решить проблему неправовым путем, но очень быстро.

Антон Размахнин

Источник

176


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95