Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Западня для «Ледокола»

Побьет ли новый фильм-катастрофа рекорд блокбастера «Экипаж», собравшего в прокате более миллиарда рублей?

«Ледокол» создан продюсерской компанией Игоря Толстунова «ПРОФИТ» (это они возродили в отечестве веру в катастрофический жанр, выпустив на экраны успешный блокбастер «Метро»). Картина отчасти основана на реальных событиях. В 1985-м дизель-электроход «Михаил Сомов» был блокирован во льдах Антарктики и 133 дня ждал освобождения в вынужденном дрейфе в море Росса. Для спасения полярников была снаряжена экспедиция на ледоколе «Владивосток», которую возглавил Артур Чилингаров.

Навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется гигантский айсберг. Уходя от столкновения, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Провизия, топливо, вода, электричество на исходе. Без подвига во льдах не выжить. В том числе подвига преодоления себя. Снежный блокбастер снимал одаренный арт-хаусный режиссер, автор камерных экзистенциальных картин Николай Хомерики («977», «Сказка про темноту»). И это тоже тенденция времени. «Дуэлянта», вышедшего двумя неделями раньше, сочинил один из лучших независимых режиссеров — Алексей Мизгирев. В обеих картинах в главной роли — Петр Федоров.

Работа актеров — главный плюс картины. Рядом с Федоровым (демократичным капитаном корабля Петровым) — Сергей Пускепалис (присланный Петрову на замену командир Севченко, сухарь и солдафон). Отличная, жирным мазком писанная работа Виталия Хаева в роли Банника, помощника капитана. Колоритны персонажи Александра Паля (он сыграл непутевого вертолетчика, цоевского фаната, сочинителя наивных виршей), Александра Яценко (его Виталик после героического морского «заплыва» потеряет голос и почти весь фильм будет нем как рыба). Диалоги — редкое качество для нашего кино — похожи на нормальную речь. Много смешного. Сцены столкновения с айсбергом динамичны и живописны: две ледяные глыбы: «замороженная туша» корабль и плавучая скала вступают в неравную схватку под страшный треск и взрывы. Айсберг натурально догоняет судно, ломится, рвет обшивку, врывается ледяной водой. Жанр фильма — микст катастрофы и производственной драмы. Гуманного руководителя, подсиженного интриганом и карьеристом старпомом, сменяет черствый упрямец, который борется не только с разгильдяйством, но и со всем живым на корабле. Под влиянием обстоятельств и коллектива он перевоспитывается. Впрочем, в суровых обстоятельствах Севера все люди — хорошие. За исключением одного злодейского кагэбэшника, который окажется на судне-спасателе.

Авторы постарались утеплить суровую ретродраму обстоятельствами времени исчезающей во льдах беспамятства советской эпохи. Спасение полярников. Айсберг, прозванный моряками Семен Семеновичем в честь героя «Бриллиантовой руки». Дефицитные колготки, которыми моряки затариваются в Австралии. Кубик Рубика — вещь в себе, которую оставляют на память мистическому айсбергу, чтобы коротал зимние ночи. Песни Цоя, эн-зэ — шпроты. Да и сам корабль превращается в социальную модель: смена руководства, переворот, бунт, драка, хаос… Все как в жизни. И в центре — отношения людей в экстремальных обстоятельствах.

Главная проблема картины — в сценарии. Вроде отдельные части неплохи, но не срастаются в одно целое. Аварии, бедствия, крушения роятся аттракционами, не создавая ни саспенса, ни ощущения общей картины. В недавнем фильме Иствуда о посадке самолета на Гудзон тоже все было предсказуемо. Но благодаря точному сценарию и блестящей режиссуре, напряжение и волнение не отпускало до титров. В «Ледоколе», увы, слишком много нестыковок. Почему-то страдающая сердечной недостаточностью жена капитана, рискуя своей жизнью и будущего ребенка, убегает из больницы. Сломанный вертолет взлетает. Необъяснимы взаимоотношения капитанов «Громова» с командованием, которое вроде бы оставило моряков без помощи… А вроде и нет. Несуразны действия упрямого, как баран, капитана Севченко, который более смерти своей и экипажа боится начальства, — все запружено недомолвками.

Вообще говоря, реальная история «Сомова» была драматичнее и точно отражала отношение к человеку в лучшей в мире стране, освоившей Антарктику. Эта история рассказана в захватывающем документальном фильме «Западня для ледокола». Когда ледовая ловушка захлопнулась и вокруг судна с треснутой обшивкой начался настоящий парад айсбергов, Москва не просто бездействовала. Приказ Родины был: «Не паниковать!» и «Прекратить всякую переписку!». Это означало, что моряков оставили без помощи на корабле, вмороженном в 6-метровый лед. И если бы не сообщение Би-би-си, рассказавшее о брошенном советском судне… Капитан просил о помощи военных связистов, которые могли бы помочь отыскать спасительную полынью. Но и военные отказали. «Владивосток» вышел на помощь «Сомову», превратившемуся в обледенелый призрак, через 2 месяца.

Безусловно, игровое кино не обязано следовать всем документальным обстоятельствам. Но и художественная правда нуждается в точной аргументации.

2016-й, объявленный в России Годом кино, можно назвать годом фильмов-катастроф. Следом за ремейком «Экипажа» Николая Лебедева следует фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение». На подходе космический блокбастер от Бекмамбетова «Время первых». Похоже, фильм-катастрофа представляется продюсерам новой золотой жилой. И отчасти история кинематографа оправдывает эти надежды. Но сценарий «Титаника» переписывался на протяжении нескольких лет. Хичкоковский постулат о том, что настоящий фильм делает «сценарий, сценарий и еще раз сценарий», никак не приживается на нашей зыбкой кинематографической почве. Теперь надежды возложены на зрелищную катастрофу, которая приведет в кинотеатры зрителей. Впору вспомнить Чапека: «Неужели за целую неделю ни одной мировой катастрофы! Для чего же я покупаю газеты?»

Лариса Малюкова

Источник

597


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95