1 июня – День защиты детей. Когда я работал в редакции детской газеты, то поднял один интересный вопрос в коллективе: “От кого или от чего нужно защищать детей?”. Одна сотрудница ответила: “От себя”. Она имела в виду – от взрослых, то есть от того, чему зачастую взрослые учат детей. Это утверждение показалось мне весьма точным. И вот почему.
Дети приходят в мир неопытными, слабыми и беззащитными. И в целом нормально, что взрослые берутся за их обучение. Ведь самим Богом заложено в них поглощение информации и навыков из окружающего мира в юном возрасте. Равно как в родителей – желание передавать свой опыт.
Однако проблема в том, как часто взрослые передают
не тот опыт, который надо.
Например, когда учат говорить, читать, считать и писать грамотно – это хорошо.
Или когда передают опыт в работе. При условии, что дети хотят идти по стопам кого-то из родителей.
Но вот в чём проблема: иногда из поколения в поколение передаются ложные, ужасные установки.
К примеру, взрослые нередко сами учат детей обманывать, когда это выгодно. Например, говорят: “Скажи, что меня нет”, когда кто-то приходит или звонит по телефону. Сейчас, с появлением мобильных, это происходит реже, но мне вспомнился именно такой пример из детства.
Зачастую в этот момент у ребёнка происходит серьезный внутренний конфликт. В итоге дети начинают понимать, что можно соврать, чтобы избежать нежелательных последствий или ответственности.
Дети рождаются этакими маленькими комочками любви. Умеют быстро прощать и забывать обиды. Но именно взрослые учат мстить, давать сдачи, делать подлости – то, что ребёнку и не придет в голову.
Дети зачастую смиренны и готовы учиться. Но взрослые постепенно “выбивают” из их сердец эти черты. Например, поощряют развитие способностей, а не качеств. И всё ради чего? Чтобы похвалиться! Конечно, дети быстро схватывают это, если замечают, что так можно добиться одобрения родителей. Но хвалятся нередко более “топорно”, не пытаясь скрыть, что это хвастовство.
А желание учиться взрослые отбивают тем, что грубо критикуют за неудачи.
Получается, что выгоднее
ничего не делать, чем ошибаться.
Дети легко замечают в людях хорошее и искренне хвалят. Однако со временем взрослые порой невольно внушают установку – что хвалить надо только когда тебе хочется добиться какой-то выгоды.
Дети прекрасно знают, чего хотят, и интуитивно находят способы этого достичь. А взрослые, увы, часто отбивают охоту иметь какие-либо желания и достигать мечты. Например, когда запрещают, но не предлагают ничего взамен. Или когда критикуют, а не поощряют.
Маленьким детям не нужно чувствовать себя главными или лучшими среди других.
Но уже с детсадовского уровня взрослые навязывают им собственные представления об успехе и о том, как его достигать.
В детях заложено желание
добиваться одобрения родителей.
Но если им трудно угодить, если они непоследовательны в требованиях и наказаниях, то итогом будет желание замкнуться или уйти в плохие компании, где сверстники, как кажется, их ценят.
Вместо этого родителям стоило бы стать другом для своих детей. Но не для того, чтобы пользоваться ими в корыстных целях, а чтобы поддерживать и помогать. Хвалить за усилия и умеренно наказывать, когда это уместно. Прививать твёрдые моральные ценности, даже если в какой-то момент придерживаться их покажется неудобным.
При этом, конечно, не стоит забывать, что иногда ребёнка нужно побудить к чему-то, приучая к чувству ответственности. Они бы рады играть всё время, так как в этот момент развиваются. Но тут взрослым, пожалуй, стоит вмешиваться и напоминать, что жизнь не состоит из одной только игры.
Может, хотя бы в День защиты детей всем нам стоит вспомнить себя в маленьком возрасте и подумать, чего нам тогда хотелось и чего мы не получали. Какие вредные установки нам навязали… И разорвать наконец этот порочный круг.
Кирилл Жихарев