Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования провела на днях круглый стол «Школьные музеи в информационную эпоху». Участники «круглого стола» говорили о совершенствовании управления, сертификации школьных музеев, внедрении стандартов и нормативов, об оказании им методической помощи.
Ресурс гуманитарного развития
Спору нет, свой потенциал школы используют не полностью, особенно в части внеклассной работы. Очень часто самое интересное для детей и самое главное в педагогическом процессе даже не входит в критерии оценки деятельности учителя и образовательной организации.
Поэтому, с одной стороны, хорошо, что работой детей в школьных музеях заинтересовались наверху, а с другой – не вышло бы хуже. Но обо всем по порядку.
– Школьные музеи должны быть интегрированы в образовательное пространство, мы должны обсудить роль школьных музеев, механизмы повышения их эффективности в образовательно-воспитательном процессе. Пришло время организации единого проектного центра и развития проектно-исследовательской деятельности школьных музеев, – говорила модератор дискуссии Любовь Духанина, заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования.
Руководитель Центра краеведения и музейного дела Московской городской станции юных туристов Ирина Иксанова выступила с блестящим докладом о положении дел в школьной музейной педагогике.
Только в одной Москве 1760 школьных музеев, они разные по профилю – краеведческие, литературные, спортивные, военно-исторические – выделено 18 профилей. Но больше всего, конечно, военно-исторических, 33% от всех; при том что в каждом краеведческом музее есть раздел о войне. Это объясняется давлением на школы ветеранских комитетов через отделы образования: надо. Поэтому выяснилось, что зачастую сами дети в создании таких музеев участия не принимают, а есть назначенный педагог, а то и нанятый специалист-дизайнер. Создается эдакое роскошное вип-помещение, в котором подлинных предметов нет. Для детей такие «музеи» открываются два раза в год – на 23 февраля и 9 Мая; в остальное время это место приема значимых гостей и предмет гордости.
Это первая проблема: вовлекать в музейный проект детей сложнее, чем нанять специалистов, которые «сделают красиво».
Попытка сертификации школьных музеев (численность фонда, участие детей и родителей, концепция музея, отчеты за несколько лет, перечни выставок) выявила и другие.
То, что выставка на территории школы, ничего не гарантирует
Музеи в рекреациях – это не дело. Низкая оплата педагогического сопровождения (четверть ставки самого низкого разряда) – это ужасно. Разговоры о том, что школьные музеи в городах, где есть государственные, не нужны, – пустое прожектерство. Замена подлинного музея на электронный не выдерживает критики: материальная культура (образ жизни) и культура интермузея (информация) – разной природы. Виртуальные музеи – лишь акция для привлечения к подлинному. Наконец, главное: ценны не фонды, не экспозиции, сам процесс участия ребенка в создании экспозиций и экспедиций музея. Уж если мы захотели патриотического воспитания, то будем помнить: вначале оно имеет чувство родины, чувство дома, где ты – созидатель.
Ирина Иксанова привела пример, противоположный «музею на коленке», – вся школа №1247 превращена в литературный музей Маяковского, раз уж она носит его имя.
Говорилось в докладе и о прекрасных музеях народного быта в детских садах, о музеях детской литературы в школах. Хорошо, когда это напрямую – детям, живое, включенное в повседневную жизнь. Однако все это создается на чистом энтузиазме, тогда как надо готовить профессионалов детского музейного дела и финансировать содержание музеев отдельной строкой. И хотя ответственность и миссия музея в школе значительны, даже самые сильные из них не являются юридическими лицами.
На эту тему говорили и другие участники: есть Закон о музейном фонде и музеях РФ, по которому школьные музеи вовсе не музеи, с ними можно делать что угодно, хоть вынести на помойку – они ничьи. Так что общую картину школьного музейного дела никто себе не представляет, нет даже статистики. То ли в стране 10 тысяч школьных музеев, то ли 17 тысяч? Вывод: нужна системность.
Да, но ни в коем случае не кампанейщина, когда директивно приказывают, например, открыть Уголок боевой славы, от чего у детей уже оскомина.
– Ребенок не объект воздействия музея, а его творец. – Эта фраза звучала во многих выступлениях. Дети могут и хотят вносить вклад в сохранение культурного и исторического наследия.
С другой стороны, те же участники пытались определить критерии оценки качества работающего школьного музея. Пока люди работают на общественных началах, все хорошо, а если им установят критериальные рамки по типу «деньги за результат»? Не исключено, что на выделенные ставки придут совершенно другие люди…
Музей – это всегда проект
А школьный – это гиперпроект. Среда, где рождается все.
Музеолог, музейный проектировщик Владимир Дукельский говорил: школьный музей – закрытая структура. Чтобы быть интересным детям, такой музей должен стараться больше, чем обычный городской. Есть удачный региональный опыт выстраивания карт областного музейного пространства, а это основа межмузейного взаимодействия. Интересный проект у сайта Soldat.ru – тут собирают школьные музеи, которые занимаются военной тематикой. Встречный курс успешен для обеих сторон. Этнографические музеи тоже объединяются в связи с поликультурностью – но вяло. К сожалению, настоящие музеи совершенно не интересуются школьными, не готовы рассматривать их как ресурс развития. Так что целый веер возможностей для проектирования деятельности в музейной педагогике остается за бортом. По той простой причине, что это никому из чиновников образования не интересно, а интеграция требует в том числе административного решения.
То есть опять язык педагогических ценностей и логика целей управленцев не совпадают. Но дальше некуда – теперь или модернизация школьных музеев, или их полное исчезновение. Модернизация музеев образца 50-летней давности может идти путем наполнения музеев новыми функциями. В регионах, особенно в селах, уже сейчас большинство школьных музеев – центры рождения новых идей и исследований. Точно так сейчас обстоят дела в музейном деле вообще: фонды – простор для творчества и познания.
Сегодня музей – это новая образовательная технология.
Что по факту? Все знают, что в школьных музеях делается большая работа, но какая, как и кем? Трудно понять, потому что нет межведомственного согласования. Образование не образование, культура не культура, туризм не туризм. Вечную проблему невстречи ведомств подчеркнула Любовь Духанина:
– Любая практическая задача упирается в сложности межведомственного рассогласования. А не может самый хороший учитель вести музей без консультирования специалиста. Дети тут, а музеологи и искусствоведы совсем в другом месте. Но ведь даже картинная галерея в школе не может быть выстроена «просто так». То, как ребенок впервые встречается с предметами материальной культуры, какое отношение взрослых к ним он наблюдает, чрезвычайно важно.
Кто бы спорил. И категория искренности «проводника» ребенка к историческим объектам и артефактам, быть может, самая главная. Но кто же против профессионализма? Итак, впереди новое положение о школьном музее, разработка положения о нормативно-правовой базе музея и налаживание механизмов постоянного взаимодействия школьных музеев.
Если вы, читатель, хотите заявить о своем музее, чтобы войти в Сеть, обращайтесь, пожалуйста, в Центр краеведения и музейного дела Московской городской станции юных туристов – http://www.mosgorsyutur.ru/. Там замечательные люди, они взяли на себя работу по регистрации всех российских школьных музеев. Сертификаты пока выдают всем без исключения.
Дарья Поликарпова ,