0% запросов, на которые ежегодно приходится отвечать учителям школы, дублируют показатели федеральных и муниципальных мониторингов. 20% обращений представляют собой «необоснованные запросы иных органов и организаций». Такую статистику опубликовало Минобрнауки РФ. Из нее следует: на 80% запросов, приходящих в школу, педагоги имеют полное право вообще не откликаться. Но они делают это: из чувства ответственности или из опасения захлебнуться в море все прибывающих бумаг.
В некоторых субъектах РФ власти пытаются заcлонить учителя от бумажной лавины. В городе Чебоксары Чувашской Республики несколько лет работает Центр мониторинга и развития образования. Электронный мониторинг ОУ города (по направлениям, которые совпадают с утвержденными Постановлением Правительства РФ 5 августа 2013 года) проводится центром уже несколько лет. Поэтому в его компьютерах сосредоточена полная электронная база данных по всем школам города. Здесь можно найти любую статистику для подготовки аналитических записок и для принятия управленческих решений по всем школам Чебоксар. Важная деталь: электронные архивы центра дают учителям возможность не отвечать на дублирующие запросы федеральных, региональных, межрегиональных, городских мониторингов. Борьба с бюрократизацией, к которой призывал министр образования Дмитрий Ливанов, оказывается в Чебоксарах не столь уж фантастическим проектом. Правда, с одной поправкой: чтобы помочь учителям, руководители разных уровней должны договориться между собой.
Рассказывает руководитель Центра мониторинга и развития образования города Чебоксары Жанна Мурзина.
– В вашем центре сосредоточена электронная база данных по системе образования в городе. Эту информацию можно вытащить одним кликом и переслать в любое ведомство, которое ее запросит. Допустим, для управленцев это удобно. Но как работа вашего центра облегчает жизнь школам?
– В учреждениях Чувашской Республики есть договоренность: региональные власти запросы об информации напрямую школам не задают. Только через нас. Запрашиваемые различными ведомствами показатели для отчетов не должны посылаться в школу дважды. Ведь если придется отвечать одновременно на запрос от республиканского центра, от Центра мониторинга, от муниципалитета, от управления образованием – бедной школе будет некогда работать с детьми. Одна из задач нашего центра – обеспечить действие принципа «единого окна».
– Объясните, как работает это «единое окно»?
– Например, из Приволжского федерального округа присылают запрос о количестве автоматизированных рабочих мест, компьютеров, электронных дневников на 1 ноября 2013 года. Раньше этот запрос отправлялся по школам и каждая давала свой ответ. Потом выяснялось, что другая организация прислала аналогичный запрос, и его снова отправляли по школам. Сегодня любой запрос на информацию – если он отвечает тем направлениям, которые мы курируем, – пересылают нашему Центру мониторинга. Если какое-то ведомство запрашивает данные по состоянию на 1 декабря, а на 25 ноября требуемые данные уже собраны, то мы поднимаем одним кликом эту информацию, формируем базу, отправляем в Управление образования, а оттуда – письмом в Минобразования. Школа больше не участвует в этом процессе: ей не надо сообщать одну и ту же информацию в разные инстанции.
– Но откуда берутся данные у вас? Для начала целый ворох бумаг школа все-таки подает вам?
– Не ворох. Электронный мониторинг проводится два раза в год. У нас порядка 780 показателей. В базе – результаты ЕГЭ по предметам, средний балл по республике, по городу, по школе в разрезе каждого предмета, общий средний балл, те же самые показатели ГИА выпускников 9 классов, данные единого муниципального тестирования учащихся и выпускников 4 классов, которые проводятся в республике, полная база данных об участии в разных этапах всероссийской олимпиады школьников, показатели условий – и многое другое.
– И школе два раза в год надо отвечать на все 780 пунктов?
– Некоторые показатели мы собираем раз в год – например, количество класс-комплектов или результаты ЕГЭ по предметам. Некоторые показатели перестали существовать: например, вопрос о том, сколько учителей начальных классов имеют автоматизированное рабочее место. (У нас все учителя получили компьютеры еще в 2011 году.) Или – внедрение безналичной системы расчетов в школе за школьное питание. Этот проект уже реализован в Чебоксарах, в школьных столовых дети расплачиваются карточками. В начале и в конце учебного года мы собираемся с директорами школ и объясняем им, какие показатели надо заполнить. В каждой школе установлено автоматизированное рабочее место, где обученные нами люди два раза в год по особой процедуре набивают эти цифры и отправляют нам по электронной почте.
У нас есть шаблон автоматизированной системы мониторинга. Внутри каждого показателя есть индикаторы. Например, учебные расходы на одного учащегося. Есть код, есть номер показателя. Нужно нажать номер. Они автоматически конвертируются и поступают в нашу систему. Школа сама выбирает оператора школьного мониторинга: либо завуча, либо учителя информатики или завуча по информатизации. Иногда это делает секретарь, а иногда – сам директор.
– Проблема, с которой столкнулись организаторы федеральных и региональных мониторингов, – это подача непроверенных, а то и заведомо ложных данных. Об этом говорят и пишут все, но решить ее очень трудно. За годы практики у вас сложился какой-то рецепт?
– Компетентность подачи правильной информации воспитывается не сразу. Ее нужно формировать. Мы это делали пять лет! Раньше у нас тоже случалось, что три заместителя директора подавали три разные цифры. Потом начинались извинения: это была не я, я была на больничном, верните мне эту цифру, пожалуйста… За пять лет реализации проекта мы приучили руководителей ОУ, что информацию нужно подавать правильную и взвешенную. Сегодня директора школ знают: рискованно появиться в мониторинге с цифрой, не соответствующей действительности. За каждую цифру руководитель ОУ должен нести ответственность. Именно он, а не тот, кого он отправил заполнять шаблон мониторинга.
Более того, мы приучили директоров, что это – подача материала не от отдельного человека, а от стратегической команды школы. Именно команда должна понимать: раз они дают для мониторинга эту цифру, они должны за нее отвечать.
– А обязан ли Центр мониторинга перепроверять подаваемые школами цифры?
– Вопрос неоднозначный: с одной стороны, нет, не обязан. С другой – мы понимаем, что наши цифры будут встроены в республиканский и федеральный мониторинги. В первые годы, когда рейтинг публиковали на сайте, учителя жаловались: у нас в школе не такая зарплата. Я отвечала: извините, вот ваш показатель. Разберитесь, кто его подал. Но иногда приходилось и перепроверять. Я звонила экономисту и спрашивала: действительно ли зарплата в этой школе такая? Когда мне затем присылали данные из бухгалтерии, получалось – для мониторинга подали одну цифру, а для бухгалтерии – абсолютно другую.
– Мониторингом учительских зарплат вы тоже занимаетесь?
– Нет, это дело финансовых органов. Для нас показатели только тогда являются актуальными, когда они отражают тенденцию, выраженную на федеральном уровне: например, выполнение майских указов президента о доведении средней зарплаты педагогов до средней по экономике региона. Наша задача – отследить соотношение и оптимизационные показатели зарплат. Например, соотношение зарплат педагогического и прочего персонала в школах.
– То, что ведомства требуют цифр и отчетов – это понятно. А жители города, родители школьников имеют право запросить у вас цифры, факты и отчеты?
– Такие запросы направляются в Управление образования, которое пересылает их нам, если они по нашей теме. Но это обычно вопросы и жалобы. Родители спрашивают, почему в одну школу не могут попасть брат с сестрой, задают вопросы про учебники, про питание в столовой… У этих вопросов есть общее: все они обычно направлены на какое-то знаковое событие в системе образования. Вводится школьная форма – спрашивают про форму. Вводится инклюзивное обучение в школах города – спрашивают, где лучше социализировать ребенка с ограниченными возможностями. Сколько бы мы ни занимались информационным просвещением, родители – разные. Есть такие, которые читают информацию, вывешенную в школе, и все в ней понимают, а есть такие, которым ее нужно дополнительно разъяснять. И мы этим занимаемся, потому что понимаем, что родитель имеет право досконально разобраться во всех вопросах.
– Школа заполняет столько бумаг, пишет столько отчетов, владеет столькими цифрами… Объясните эту загадку: почему родителям легче написать в республиканское министерство образования, чем спросить у школы?
– Давайте вспомним: раньше единственным способом узнать что-то был личный приход гражданина в учреждение, потом – стояние в очереди, сидение под дверьми только чтобы задать свой вопрос. Сейчас на портале Чувашской Республики активно работают гостевые книги всех ведомств. Любой родитель, выйдя на портал власти, может свой вопрос задать. Если вопрос касается проблем, которыми занимается наш Центр мониторинга, вопрос оттуда отправляют к нам. А мы, как законные представители государства по работе с обращениями граждан, обязаны дать родителям ответ. И может быть, лучше, если ответ им дадим мы: мы сможем разъяснить более полно и аргументированно.
– Школы тратят много времени, чтобы собрать для вас информацию. А сами они имеют право что-то от вас запросить?
– Конечно. Наша позиция – школа должна владеть информацией, чтобы сравнивать себя в динамике либо в кластере, либо в своем микрорайоне, либо в муниципалитете. По запросу мы передаем ОУ любые цифры, чтобы они могли использовать их как инструмент в своей дальнейшей работе. Мы проводим ряд диагностических процедур с обратной связью, печатные издания Центра мониторинга уходят в школы для облегчения их работы. Раз в год, к августовской конференции, выпускаем аналитический сборник. Помимо этого у нас ежемесячно издается «Вестник Центра мониторинга».
– Вы все время говорите о сборе цифр. Они отправляются по разным ведомствам. Но база данных все равно остается у вас. Что еще можно с ней сделать?
– В начале 2012 года мы запустили мониторинг, связанный с рейтингованием ОУ по ключевым показателям – экономика, инновационная деятельность, эффективность, условия, качество, имидж ОУ. Мы берем как индикаторы наиболее приоритетные направления, исходя из трендов государственной политики. Мы начали рейтинговать школы по ФГОС – так называемым «трем “Т”»: требованиям к результатам, к условиям, к образовательным программам. Полученные результаты мы не публикуем.
– Почему?
– Сначала мы стремились выставлять рейтинги школ на открытом сайте, чтобы их могли видеть родители. Потом от этого отказались. Иногда школа работает над какой-то проблемой, и ее скромные достижения на этом пути – на самом деле огромный прорыв. Но если родители видят, что по тому или иному показателю школа их ребенка находится не на первом месте, они проявляют недовольство. Родители не понимают, что для конкретной школы этот показатель может быть вторичен, она его компенсирует развитием в другой области.
Поэтому сейчас мы вывешиваем на нашем сайте только рейтинги, которые выглядят позитивно для всех. Например, сравнение среднего балла ЕГЭ по России с республиканским. У нас в Чебоксарах и в Чувашии он практически всегда выше среднероссийского, поэтому изучать это всем приятно. Данные мониторинга поступают в администрацию города и становятся реальными инструментами для принятия управленческих решений. Например, сформировать список школ, которые нужно, например, дооснащать за счет республиканских или муниципальных средств. Кроме того, можно посоветовать школе, в каком направлении развиваться. Была одна умирающая школа, расположенная в депрессивном спальном районе. Администрации ОУ был предложен путь развития – не гнаться за результатами ЕГЭ или олимпиад, а стать школой полного дня с интеграцией дополнительного образования. И школа ожила. Родители повели туда детей, ее включили в адресную программу на ремонт… Может быть, победы небольшие. Но они означают поступательное движение, которое рано или поздно даст позитивные результаты.
– Осенью 2012 года Минобрнауки РФ приняло «план действий по снижению бюрократизации». В него входят и принцип «единого окна», и единая автоматизированная система мониторинга, и договор властей по сокращению запросов от школ. Это – то, что у вас уже реализовано. И все-таки никак не пойму, как все это может решить проблему бюрократизации?
– Мы не претендуем на решение глобальных задач. Электронный мониторинг – только инструмент для сбора информации, а вовсе не возможность глобально уменьшить количество собираемых документов. Впрочем, школы нас благодарят: спасибо, говорят они, что бумаг стало меньше!
Беседовала Светлана Кириллова