Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Звучащая поэзия

О декламации стихов

Хочется порассуждать на тему разновидностей чтецкого мастерства. Разумеется, весьма условна приведённая ниже градация. Каждый из подходов может в равной степени «доказывать» (если можно употребить этот термин) существование стиха. Однако, конечно же, есть стихи наиболее полно раскрывающиеся только лишь будучи озвученными каким-либо конкретным способом.

Авторское чтение заключается в том, что чтец (в идеале являясь автором) относится к каждому слову стихотворения с одинаковым уважением и не стремится выделять ни одно из них ударением, интонацией или жестом. Стихотворения в авторском исполнении звучат с солидной невозмутимостью. Интонации и модуляции голоса проявляются лишь в тех местах, в которых этого нельзя избежать из-за особенностей стиха. Как уже упоминалось, для подлинно авторского чтения, необходимо, чтобы чтец был одновременно и автором декламируемых стихов.

Примером классического авторского чтения является декламация своих стихов Иосифом Бродским. Особенности его чтения описаны в своих воспоминаниях многими из его друзей. Кроме того, Интернет полон записями его чтений. Можно оценить монотонно нарастающую громкость и напряжение голоса, увеличивающийся «вольтаж» голоса и даже будто лёгкие «завывания».

Считается, что в подобной манере, «завывая и покачиваясь» читал свои стихи Мандельштам.

А сам Бродский напоминал, что традиция чтения текстов, в том числе и поэтических, опирается и на церковные чтения. Наследие этого, по его словам, также должно присутствовать в чтении.

Художественное направление. Классические, громкие тембры, волнистые интонации, скупые жесты. Очень приятно наблюдать за тем, как чтец смакует каждую произносимую строчку, подобно глотку вина. Вращает стихотворение, будто хрустальный бокал, подбирая свет и угол наклона, чтобы зрители могли видеть всего его сверкающие грани, весь разноцветный перебор чувств.

В этой ситуации чтец будто находится вовне стиха. Держит его на ладони. Предлагает слушателям очароваться великолепием строк.

Если рассматривать время звучания стихотворения, то при художественном исполнении чтец видит линию времени целиком. Другими словами, чтец знает, что произойдёт в следующий момент.

При актёрском чтении артист не столько читает стих, сколько играет его. Из каждой фразы произрастает небольшая, отчётливо её иллюстрирующая мизансцена. Чтец распахнут и расположен ко всем эмоциям и терзаниям героя стихотворения.

В противоположность предыдущему варианту, в этом случае чтец не знает, что произойдёт в следующий момент. Он проживает стих. Он будто находится внутри стиха. Он, в каком-то смысле, сам является стихом.

Здесь более уместны громкие, надрывные выкрики, демонстрация терзаний. Некоторые исполнители в буквальном смысле рвут на себе одежду.

Бывают и индивидуальные, выбивающиеся из этих трёх классов выступления. В пример можно привести исполнителей, находящихся в непрерывном перемещении по сцене и разнообразными движениями рук, будто метрономом, задающими себе ритм чтения. Стальным голосом они произносят слова с равными интервалами, замедляясь лишь в местах разделения строф. Вариантов такого "не классического" чтения гораздо больше. Всех их, пожалуй, можно объединить термином "поэтический слэм".

Когда автор берётся читать стихотворение в этом жанре, он будто делает ставку не только на сами строки, но и на сам процесс исполнение. То есть в этом случае исполнение может являться самостоятельной частью выступления.

Правда, сами строки, воспроизводимые в таком формате, не всегда несут художественную ценность. Можно, наверное, сказать, что в этом случае необычный формат воспроизведения является «подпоркой» не очень сильного стиха.

Пожалуй, главный вопрос, который должен предварять выбор того или иного жанра состоит в следующем: какую задачу ставит перед собой чтец? Что он хочет донести, читая конкретное стихотворение?

Влюбить слушателей в поэта? Открыть удивительное стихотворение? Донести мысль?

Талантливое прочтение может добавить размерности стихотворению. Звучащая поэзия — будто потайной вход в тайную сокровищницу поэзию.

905


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: