Суть всех достойных внимания произведений — в приключениях героя на пути к Истине, в обретении её (счастливый финал, хеппи-энд) или в увязании в ложных истинах, что и означает подлинную смерть.
Описывать такое увязание и наказание проще, ибо описывать счастливый исход трудно, не указав на саму Истину, — а тут любой писатель оказывается в том же положении, что и обычный человек.
Произведения, где в качестве такой Истины вбрасывается та или иная политическая или религиозная идея («сельский учитель прилежно ищет истину и находит её в коммунизме», иронически писал Набоков про сюжеты советской литературы), имеют короткий век — человечество ищет
В произведениях Пелевина герой прорывается к истине или, по крайней мере, явно находится на пути к этому прорыву, — что, конечно, вовсе не значит, что сможет этот путь пройти до конца, не затормозиться.
Всё это можно описать в терминах буддизма — колесо сансары и нирвана. Но это лишь термины. Стоит ли зацикливаться на них?
«Насколько мне известно, он презирает все символы, к чему бы они ни относились» («Чапаев и Пустота».)
Всё-таки — что же это за нирвана, предел стремлений, Рим, где сходятся все пути?
Может быть, на ответ намекает один диалог из «Затворника и Шестипалого».
«- Слушай, Затворник, ты все знаешь — что такое любовь?
— Интересно, где ты услыхал это слово? — спросил Затворник.
— Да когда меня выгоняли из социума,
— Понятно. Знаешь, я тебе вряд ли объясню. Это можно только на примере. Вот представь себе, что ты упал в бочку с водой и тонешь.
Представил?
— Угу.
— А теперь представь, что ты на секунду высунул голову, увидел свет, глотнул воздуха и
— Это ты про любовь к тому, что положено?
— Не важно. Хотя, в общем, то, что положено, можно любить и под водой. Что угодно. Какая разница, за что хвататься, — лишь бы это выдержало. Хуже всего, если это
—
— Нет, с тобой это тоже случалось. Помнишь, как ты проревел полдня, думая о том, кто помахал тебе в ответ, когда нас сбрасывали со стены? Вот это и была любовь. Ты ведь не знаешь, почему он это сделал. Может, он считал, что издевается над тобой куда тоньше других. Мне лично кажется, что так оно и было. Так что ты вел себя очень глупо, но совершенно правильно. Любовь придает смысл тому, что мы делаем, хотя на самом деле его нет.
— Так что, любовь нас обманывает? Это
— Нет. Любовь — это
— Но ведь многие делают то, что делают, совсем не
— Брось. Они ничего не делают.
— А ты что-нибудь любишь, Затворник?
— Люблю.
— А что?
— Не знаю.
— Чем?
— Тем, что становлюсь спокоен.
— А все остальное время ты беспокоишься?
— Нет. Я всегда спокоен. Просто это лучшее, что во мне есть, и когда то, что я люблю, приходит ко мне, я встречаю его своим спокойствием.
— А как ты думаешь, что лучшее во мне?
— В тебе? Пожалуй, это когда ты молчишь где-нибудь в углу и тебя не видно.
— Правда?
— Не знаю. Если серьезно, ты можешь узнать, что лучшее в тебе, по тому, чем ты встречаешь то, что полюбил. Что ты чувствовал, думая о том, кто помахал тебе рукой?
— Печаль.
— Ну вот, значит, лучшее в тебе — твоя печаль, и ты всегда будешь встречать ею то, что любишь«.