Советские служаки, постсоветские бандиты, банкиры, чиновники, силовики, пиарщики, искусствоведы в штатском и прочие «князья мира сего» — набор тех самых «свиных рыл вместо лиц», окружающих душу и сбивающих её с Пути. Согласно Пелевину, оказывается, что подложные пути, декорации, кумиры — одним словом, мытарства — могут ожидать человека не только в материальном мире при жизни, но и за порогом смерти; там тоже есть охотники заманить душу на ложный путь. Так что — не расслабляться.
Видно, что он не хочет быть уличённым в навязывании
«А мы тут живем, живем — ничего не видим вокруг. А помираем — тоже, небось, в дурах оказываемся» («Вести из Непала»). Да, может статься, что и так.
В рассказе «Фокус-группа» из книги «ДПП (нн)» есть подложный божок, существо — так и названное: Существо, — которое стремится забрать души «новоприбывших» покойников, устраивает им испытание, показывает «машину», в которой душа может испытывать вечное блаженство — а, кстати, что это такое?..
Вот
«Допускали ли вы, что фильм, который мы смотрим, сможет одновременно насыщать? Мечтали ли вы о том, что икра, которую мы едим, разбудит воображение и вызовет захватывающее дух любопытство к каждой проглатываемой икринке? Думали ли вы о половом акте, который доставит высочайшее моральное удовлетворение?»
«Мы хотим, чтобы в потребляемом продукте или услуге были представлены свойства и качества, привлекавшие нас в многообразии того, что доставляло нам удовольствие при жизни. И чтобы переживание этих свойств и качеств происходило одновременно, без всяких препятствий и границ, пространственных, временных или каких-либо еще».
«Неуклонный прогресс человечества и развитие великой технологической революции неизбежно приведут к тому, что хлеб и зрелища встретятся и сольются в одном безопасном, хрустящем и красочном продукте, переливающемся сочными оттенками вкуса и смысла. Потребление этого абсолютного продукта будет происходить посредством неведомого прежде акта, в котором сольются в одну полноводную реку сексуальный экстаз, удачный шоппинг, наслаждение изысканным вкусом и удовлетворение происходящим в кино и жизни. Это поистине будет не только венец материального прогресса, но и его синтез с многовековым духовным поиском человечества, вершина долгого и мучительного восхождения из тьмы полуживотного существования к максимальному самовыражению человека как вида, окончательный акт, где встретятся…»
Всё правильно — Пелевин иронизирует над обывательским, человеческим понятием счастья. Закономерно, что члены «фокус-группы», согласившиеся на этот вариант, просто поглощаются Существом, которое оказывается просто завлекательным элементом эдакой исполинской потусторонней росянки, питающейся не мухами, но человеческими душами.
«Небо над пустыней было затянуто тучами. Их разрывал похожий на рану просвет, в котором сияло
Итак, выход таки есть, душа всё-таки может спастись. Но как?
Удалось ли спастись Отличнику, герою рассказа, который продержался на испытании дольше остальных, и тем не менее боль погнала его к аппарату? И что это за боль? Человеческая суть, привычки, само сознание, может быть? И спаслась та женщина из той же фокус-группы, что, исчезнув, оставила свою сумку — знак земных страстей и привязанностей?
«Я… Как бы тебе объяснить… Не пролезаю. Очень много духовных богатств за жизнь собрал. А от них потом избавиться — сложнее, чем
Характерно, что для человечьего, то есть подложного рая, вовсе не обязателен духовный полёт. Ведь если рай — иными словами, максимум, что может достичь человеческая душа в принципе, — всего лишь сумма всех доступных удовольствий, то это можно сделать вполне материальными средствами:
«Аппарат воздействует на
То же самое утилитарное устройство предлагается и после смерти, когда, казалось бы, нет уже никаких лобных долей головного мозга, полная свобода.
«Рад бы в рай, да грехи не пускают» — так, что ли.
Словом, копайте дальше, «пределы этой ночи» не достигнуты, хотя человек уже за пределами жизни. «Действующие лица — люди из того кошмара, когда вам кажется, будто вы уже проснулись, хотя на самом деле погружаетесь в самую бездонную (
Выход всё-таки есть.
«Найти себя в себе самом и не терять из виду…»