Книга носит довольно парадоксальный подзаголовок - «Автобиография пилота и вокалиста Iron Maiden». Такая многогранность по-прежнему с трудом укладывается в голове, и сам Брюс охотно иронизирует над этим: «Я отправился в Амстердам, чтобы проводить курсы в наземной школе пилотов и принимать экзамены. Вроде бы, я должен был быть необузданной, сумасшедшей и обдолбанной рок-звездой, но вот поди ж ты...» А ведь помимо фронтменства в одной из главных хэви-металлических групп современности, пилотирования «боингов», увлечения полётами на «этажерках» времён Первой мировой войны, Дикинсон почти профессионально занимается фехтованием, пишет приключенческие романы и сценарии фильмов, ведёт радиопрограммы и колесит по миру с мотивационными лекциями. Книгу стоит прочитать хотя бы для того, чтобы понять, как это всё сочетается в одном человеке. Кстати, в послесловии автор скромно указал, что решил не включать в автобиографию «дирижабли, жён, разводы, детей и предпринимательскую деятельность», чтобы не раздувать объём книги до 800 страниц.
Его право. После мемуаров Оззи Осборна и Элтона Джона автобиография Брюса Дикинсона могла бы показаться скучной - разве человек, которого все видели в форме капитана «Боинга», может предаваться рок-н-ролльным излишествам? Он ведь даже не курит, ёлки-палки. На самом деле феномен Брюса заключается в его исключительной разносторонности - да, иногда он предпочитал фехтовальные уроки оргиям, а из всех допингов в конце концов остановился на старом добром пиве, но в вечеринках Дикинсон тоже знает толк. В конце концов, именно он умудрился наблевать на своего кумира Иена Гиллана.
Повествование ведётся в хронологическом порядке, но Брюс не пытается уподобиться Википедии, не злоупотребляет датами и по ходу дела легко смешивает воспоминания с размышлениями, советами, путевыми заметками и остроумными наблюдениями. Так, мини-практикум по развитию вокальных данных легко может напугать начинающих певцов, не представляющих, во что они ввязываются, а некоторые соображения об устройстве шоу-бизнеса выглядят весьма оригинально. Из книги, например, можно узнать, что никакой «Новой волны британского хэви-метал» никогда не существовало. Термин, который в 80-е годы в СССР принимали за чистую монету, оказался выдумкой одного британского музыкального журнала, который мечтал о влиятельности и собственноручном формировании трендов. Брюс иронизирует над этой «новой волной», к которой причислили традиционных металлистов, как раз-таки не собирающихся делать ничего нового. И таких моментов в книге много.
Опытный литератор, Брюс Дикинсон порой демонстрирует слишком образную речь, перед которой местами пасует переводчик. Но когда автор переходит от аллегорий к фактам, повествование становится по-настоящему захватывающим. Большое впечатление производят рассказ о концерте в воюющем Сараеве, описания нештатных ситуаций в воздухе и особенно - длинная, полная натуралистических подробностей глава о борьбе Брюса с онкологическим заболеванием. Описание лечения и фраза «жизнь слишком коротка, чтобы злиться на раковую опухоль» явно могут помочь людям с аналогичным диагнозом.
Алексей Мажаев