Два обычных дня. Все, конечно, перемешалось. Вчера ездил в автосервис, менял колеса для своей машины: снег выпал пора ставить зимнюю резину. Ушло на это два часа.
Сегодня полтора часа обсуждали с Максимом Андреевичем Меньшиковым зарплату сотрудников. Мы не хотим формально подходить к этому вопросу. Учитываем, кто и как работал. Принимаем во внимание и личность сотрудника. Один из наших менеджеров по количеству часов трудится меньше других, а получает чуть больше. Почему? А потому что мы знаем: ему очень тяжело в материальном плане. Они с мамой снимают квартиру, в семье есть еще дети, и парень просто разрывается между домом, «ЭргоСОЛО» и занятиями в своем вузе. К работе относится ответственно. Сам никогда ни о каких прибавках речи не заводил. Но мы-то знаем: деньги ему нужны больше, чем кому-либо из нас.
В октябре мы планировали получить я говорю о доходах меньше, чем оказалось на самом деле. Чуть-чуть прибавили всем сотрудникам. Конечно, хотелось бы сделать прибавку весомее.
Хорошо тем фирмам, где всегда виден конечный результат работы того или иного сотрудника. Результат в финансовом плане. Тогда можно производить оплату в процентах. Продал, скажем, кто-то на 10000 рублей дисков «СОЛО на клавиатуре» 10 процентов твои: 1000 рублей. Но у нас этого нет. Мы все работаем на конечный результат. И я никак не могу донести до сотрудников простую мысль: наши доходы зависят от каждого из них, и каждый на своем месте должен трудиться как можно лучше. Тогда и получать все станут больше. Разбираться же каждый раз, кто лучше, а кто хуже отвечал на письма, постоянно анализировать, кто и как беседует с нашими солистами, приходящими в офис, не хочется. Я приглядываюсь, кто и как проводит занятия в очной школе, и к отдельным сотрудникам у меня есть замечания, претензии, предложения. Но одновременно я понимаю: чтобы учить, нужно иметь педагогические способности.
Одно из самых важных направлений в работе нашей фирмы, да и любой другой, обучение персонала и повышение мастерства. Можно заставлять читать умные книжки, посылать сотрудников на тренинги, проводить те или иные лекции. Но для этого нет денег и времени. Я стараюсь учить сотрудников сам. Личная беседа, личный пример: как вести очные занятия, как говорить по телефону, как предлагать купить еще один диск в подарок Самое эффективное обучение незаметное. Убедительно прошу и Максима Андреевича Меньшикова большее внимание уделять обучению, а ему все некогда.
Самое главное для меня заставить всех (да-да, заставить, уговаривать я уже устал) пройти курс «Учимся говорить публично». Я же знаю: как только сотрудники освоят «УГП», они начнут работать с большей отдачей. А они сопротивляются, занятия откладывают. Наверное, мне придется прибегать, как говорится, к самым крайним мерам показательному увольнению.
Я уже наметил три жертвы. Дня через два-три сообщу им о своем решении. Да-да, прямо так и скажу: или вы ежедневно занимаетесь «Учимся говорить публично», или в ближайшее время нам придется расстаться.
Стоит ли предупреждать сотрудника о предстоящем увольнении? Конечно, стоит. За это время человек может подобрать новую работу. Да и вообще факт внезапного увольнения переносится любым человеком тяжело. А тут я даю шанс. Использует его сотрудник замечательно, нет пусть сердится на себя.
Получил я сегодня и положительную эмоцию: Азат Лаисович Разетдинов купил для фирмы мобильный телефон.
Три месяца назад по предложению одного из наших сотрудников мы приняли решение приобрести мобильный. Он нужен для связи с нашими установщиками программ. Когда они звонят нам со своих мобильных на городской или мы им с городского на мобильный, то им приходится за разговор платить. Это накладно. Общение с мобильного на мобильный дешевле. Эту идею дал нам установщик программ, замечательный наш сотрудник Владислав Валерьевич Суриков. Кстати говоря, он всегда готов предлагать новые идеи. Некоторые из них мне нравятся.
С момента принятия решения о покупке телефона прошло три месяца. Два или три дня назад я взвился и сказал Максиму Андреевичу, что больше ждать не намерен, и если телефон не будет куплен в ближайшие дни, я разозлюсь и Я сам не знал, что последует за этим и бросил в сердцах ничего не означающую фразу: «Пеняйте тогда на себя». И вот сегодня Максим Андреевич дал задание Азату Лаисовичу приобрести мобильный телефон.
Читаю эти строчки и грустно улыбаюсь: такая простая вещь покупка телефона, а мне пришлось напоминать об этом раз десять. Снова задаю риторический вопрос: когда же добьюсь того, чтобы все мои указания, распоряжения, приказы, просьбы выполнялись с первого раза, без напоминаний?
Можно создать, конечно, на фирме атмосферу страха: не выполнил накажут. Но в этом случае мы провоцируем сотрудников на вранье, на нахождение тысячи причин, по которым нельзя выполнить то или иное задание. Поэтому я против страха.
Хочу создать на фирме атмосферу доверия. Сотрудники не должны бояться начальников. Уважение, понимание, сочувствие это главное. И, конечно, честность, откровенность, искренность. Путь долгий, сложный, но результативный. Там, где боятся руководителей, всегда есть подсиживание, ябедничество, некорректное соперничество, отсутствует доброжелательная обстановка. Коллективизма, необходимого в работе, невозможно создать на фирме, где царит страх.
Сегодня много внимания уделил Александру Степановичу, нашему солидному по возрасту ему за 50 ученику очной школы. Он безропотно выполнял все мои пожелания и хорошо реагировал на замечания.
Что-то вы сегодня слишком долго со мной занимаетесь, вскользь заметил Александр Степанович.
Мне с вами нравится. Мне с вами интересно. Вы талантливый ученик. Вы умеете слушать замечания и стараетесь их выполнить.
Я был искренен. Но не до конца. На самом деле я на Александре Степановиче проверял ряд новшеств для нашей девятой версии. Кто знает, может, мы и сделаем отдельную подверсию для людей старше 50 лет. У них ведь чуть-чуть другая психология. Им сложнее проходить наши задания. Для них необходимо найти свои, особые слова. А может быть, я вставлю несколько заданий в девятую версию, которые будут предназначены для всех, но в примечаниях скажу, что некоторые упражнения могут вызвать у людей пожилого возраста те или иные трудности, и объясню, как их преодолеть. Вроде бы молодым читать такие отступления будет неинтересно, но я замечу в скобках: все нынешние молодые ведь тоже однажды станут пожилыми
Как всегда меня порадовала наша очная ученица Инна Владимировна. Она делает уже 86-е задание.
Наблюдал за работой Валерия Валерьевича Тумина. Как хорошо, что он все делает с азартом! Просто светится во время работы. Сам получает удовольствие от беседы по телефону, от общения с очными учениками, от процесса, связанного с продажей наших дисков. Молодец! В его работе есть артистизм.
В актерской среде известно выражение: «Он купается в роли». Когда актер, играя ту или иную роль, исполняя тот или иной номер на эстраде, получает удовольствие сам, то этим заражаются и зрители. Так и в нашей работе. Если сотрудники испытывают от работы удовольствие, то они способны этим заразить всех, кто приходит на фирму: учеников, партнеров, даже конкурентов
Будь моя воля, на всех факультетах менеджмента я бы обязательно ввел на первом или пятом курсе актерское мастерство: сценическая речь, сценическое движение, элементы пантомимы и даже основы документальной драматургии. Зачем? А чтобы потом, после окончания института, профессионал-менеджер хорошо двигался, четко говорил, мог правильно использовать тот или иной жест при объяснении сложных вопросов а главное, мог вызвать симпатию у тех, с кем он общается.
Смотрите: продавец в магазине это же актер! А покупатели это всегда зрители. Если так строить с ними отношения ведь больше продашь
Надо бы этому ребят тоже поучить.
Покидая офис, я придирчиво прошелся по всем комнатам и с радостью для себя отметил: порядка у нас стало больше. Столы убраны, документы на месте, диски подобраны, окна чистые, чашки помыты, мониторы блестят, клавиатуры не заляпаны. Завтра обязательно похвалю за это Романа Владимировича Колотеева.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Черт возьми, у нас хорошая фирма! Но она может стать лучше.
«Из всех низких чувств страх самое низкое». Вильям Шекспир